Почему галичане не любят украинцев?

May 07, 2011 11:55



В данном контексте под галичанами следует понимать тех жителей и выходцев из Галичины, которые свою галицкую идентичность ставят выше украинской. Для них украинцы - это те, кто за Збручем, а также галицкие украинские патриоты, соборники и националисты. «Нелюбовь» эта не имеет в себе ненависти или враждебности, а скорее разочарование и безразличие, граничащие с презрением. Братское пренебрежение, которое граничит с сочувствием. Галичане думают об украинцах так, как выразился когда-то Владимир Винниченко: «Несчастная, темная, беспомощная нация!»

18 августа в одном из центральных кафе Львова (а, скорее всего, - не в одном и не только Львове) соберутся истинные галичане, чтобы отметить 180 лет со дня рождения Франца Иосифа І Габсбурга - любимого правителя тех земель, входящих ныне в состав Западной Украины. Именно этот цесарь Австро-Венгерской империи по мнению галичан сделал русскому народу Галиции, Буковины и Закарпатья столько добра, сколько не сделала ни одна следующая власть. Включительно со всеми президентами и правительствами независимого украинского государства.

Культурный европейский монарх дал русинам право на развитие национального школьного образования, на создание в университете кафедры их письменности, уравнял в правах униатское духовенство с римско-католическим и предоставил статус автономии Галичине и Буковине. И наиболее важное, что он дал - это образец хорошего правителя, справедливого и заботливого отца всех народов, принадлежавших к его империи.

После габсбургского периода галичанам жилось только хуже. Междувоенная Польша отобрала у русинов большинство бывших привилегий. СССР отобрал у галичан свободу, имущество и оторвал их от Европы. А Русская (или точнее - советская) православная церковь в дополнение еще и захватила бессовестно униатские храмы и начала насаждать православие.

Все это делало галичан несчастными. Десятилетиями в галицких семьях лелеялись тайные мечты на восстановление справедливости. Мечты эти в силу политической традиции, которая победила на этих территориях в конце XIX начале ХХ веков, связаны с образованием независимого украинского государства. Поэтому неудивительно, что именно галичане более всего заангажировались в ее создание и попытки ее строительства. Как писал известный украинский журналист Александр Кривенко: «Галичина свое время разбудила Украину, она же не даст старушке жить».

Понятно, что мечты об украинском государстве галичане основали на основе тех образцов, которые были распространены в народническом движении русинов Австро-Венгрии, во времена украинско-польской война за Галичину, а затем и в националистической среде междувоенной Польши. На них же базировался этос антикоммунистического повстанческого движения 40-х годов.

Поэтому неудивительно, что оказавшись в «своем» государстве со своими грезами в меньшинстве, галичане чувствуют себя обманутыми, разочарованными и т.д. Те, кто лелеял еще хоть какие-то иллюзии во времена президентства хитрого Кравчука, многовекторного Кучмы и квази-патриотического Ющенко, с первых же дней президентства Януковича потеряли последнюю надежду на «украинскую Украину» галицкого образца. И поэтому именно сейчас тема некоего «отделения» Галичины становится все более популярной, как среди интеллигенции так и среди простого люда.

Интересно заметить, что на провокацию Юрия Андруховича о вероятной целесообразности отделения Донбасса и Крыма среагировали в основном патриоты-соборники (в частности Андрухович заявил: «если победят «оранжевые», то Крыму и Донбассу нужно дать возможность отделиться ибо политически это другая нация, политически это часть русской нации» - А.В.). Галичане как раз отнеслись сдержанно к такому «половинчатому» предложению. Ведь для истинного галичанина отличие от украинцев начинается не с Донбасса, а с другого берега Збруча.

Для многих галичан неприемлема также перспектива временно-социального переплавления в единый народ с полищуками, слобожанцами и т.д., которую пропагандируют соборники, ибо в самооценке галичанина это означало бы не что иное, как деградацию. Ведь, как бы не оценивал галичан один страшно интеллигентный выходец из советско-еврейских сред киевского Подола (автор намекает на Дмитрия Табачника - А.В.) , сами галичане считают свою культуру и традицию - политическую и религиозную, бытовую и хозяйственную - на голову выше всего, что за Збручем.

И чем больше галичанин видит свое отличие от украинца, тем больше он хочет от него отделиться некой формой «автономии». Украинец для галичанина является символом неспособности построить свое государство, защитить собственный язык и культуру, символом поражения. С другой же стороны, все понимают, что Галичине и галичанам некуда деваться от украинцев и Украины, ведь никто трезвый не говорит о каком-то отделении или присоединении к другим государствам. Отсюда и следующий символ, сияющий галичанам из-за Збруча - символ безысходности.

Можно с высокой долей вероятности предположить, что сейчас Галичина стоит на пороге великой депрессии. Галичане уже устали и не хотят менять Украину и украинцев, но и не могут их воспринять такими, какие они есть. И предчувствие этой депрессии обостряет нелюбовь к тому, из-за кого она возникла.

12.08.2010.

Владимир Павлив (львовский журналист)

«Левый берег»

Смотрите ЗДЕСЬ по данной теме интервью с Олегом Хавичем.

И мою статью на эту тему - «Убийственная «злука» двух украйн».

мы сами, западноукраинская

Previous post Next post
Up