Александр Капернаумов
"АКОБЯКА: Героическая история Козьмодемьянска".
Объект. 2014
Из авторского комментария:
"Рассказ "Российские Гуттенберги" обнаружил элементы второго, а иногда и третьего, и четвёртого ряда. Предметы, открываясь, ступенчато прорисовали вертикаль текста (контр-рельеф): глина, формовочные короба, дверные ручки, старый двор, "то, чем ворота запирают", тридцать девять букв, подвязанных в ряд, две руки, две спины, уносящих в лес АКОБЯКУ".
Особенно стоит отметить, что автор не остановился на создании объекта, но написал свою собственную версию событий, изложенных в книге. Возник новый оригинальный текст. Здесь он также представлен подкатом - вместе с исходной новеллой.
Из книги "Ниже Нижнего (Э. Абубакиров, Е. Стрелков, В. Филиппов):
РОССИЙСКИЕ ГУТТЕНБЕРГИ (Козьмодемьянск)
То, что братья Козма и Дамиан основали поселение на берегу Волги, названное позднее в их честь, хорошо известно. Менее известен другой факт из жизни великих российских просветителей. Недавно на чердаке одного из домов в Козьмодемьянске были обнаружены древние печатные доски, которые использовались при изготовлении знаменитых на всю Россию печатных пряников. Интересно, что имена на этих досках вырезаны буквами, лишь внешне напоминающими алфавит, изобретённый Кириллом и Мефодием.
По утверждению британских учёных, братья Козма и Дамиан работали над созданием русского алфавита одновременно со своими коллегами из Македонии, но независимо от последних.
И вот буквально за несколько лет до Кирилла с Мефодием Козма и Дамиан начинают переписывать Евангелие собственным письмом. И уже через год они налаживают в своём родном городище производство печатных пряников с именами, написанными оригинальным алфавитом.
В акобяке, названной так по первым буквам, тридцать девять литер. Особое восхищение исследователей вызвало изменение названий букв для согласных (сравните «бяко» среднего рода и «мяка» женского).
Кроме того, Козма и Дамиан ввели в обиход буквы, соответствовавшие особым звукам («всяко» для звука [фс], «мняка» для слитного произношения [мн], «пыжица» для [пф], «сяка» для англ. глухого [th], «фяка» для звонкого [th]). Характерно присутствие буквы «мяга» (прототип современного мягкого знака), чего не было в кириллице.
Судьба Козмы и Дамиана оказалась трагичной: город захватили половцы, братья погибли, а вместе с ними погибла и акобяка. К сожалению, от нашествия половцев фатально пострадал древний козьмодемьянский кремль.
Александр Капернаумов
"АКОБЯКА: Героическая история Козьмодемьянска":
У жителей Козьмодемьянска ещё с древних времён существует легенда о том, как Козьма и Дамиан героически спасали своё дело и предмет этого дела Акобяку. Историю эту жители Козьмодемьянска пересказывают по разному, но, расходясь в деталях, она сходится в одном. При осаде Козьмодемьянска половцами жители
города сражались храбро, но были вынуждены отступить. За город бились все, от мала до велика. С самого начала осады изобретатели акобяки, Козьма и Дамиан находились в самой гуще военных действий. Но правда, способ ведения боя и оружие у них были весьма своеобразными; «гуманно-просветительский бой», так назовут впоследствии историки-реконструкторы боевую тактику знаменитых козьмодемьянцев. Слово пацифизм в те времена было ещё неизвестно, поэтому Козьму и Дамиана можно смело назвать ещё и первыми миротворцами, потому что согласно легенде, они всегда были противниками холодного и горячего оружия, всем при этом говоря: наше оружие - слово, а слово состоит из букв, и по сему разить врага мы будем Акобякой.
За короткое время, понимая, что осады городу не избежать, используя очень похожие на пряничные печатные формы, герои-просветители отформовали из огнеупорной глины снаряды в виде букв акобяки. По форме снаряды напоминали ломти пирога с капустой, с тем отличием, что вместо капусты глиняное тесто было начинено одной какой-то буквой из акобяки. Букву в глиняный ломоть они лили и из свинца , и из олова, а когда железо кончилось стали выкладывать мелкими камешками или просто резать ножом. Сначала просветители-войны использовали чистую глину, потом уже стали и с песком делать замесы, а в конце, как всё закончилось, и просто с землёй. Предание гласит , что большое множество глиняных черепков с вырезанными на них буквами валялось по полям в тех местах. До наших дней они, конечно, не дожили, колесо истории перемололо их в мелкие камешки; но только вот камешек за камешком и букву сложить может, так одна за другой, буква за буквой, слог за слогом, история исполнилась рассказом.
И легенда продолжилась. Буквенный ломоть получался приличного веса, и если его запустить твёрдой рукой во врага, то оглушающий удар акобяки бескровно сбивал с ног, как пешего, так и конного ратника. Сам воин при этом оставался цел, но эффект «буквенного удара» был на столько силён, что кочевники становились в ступор или просто, бросая оружие в панике бежали подальше от места боя. Что заставляло неметь кочевого война посреди поля сражения, которому звезданули глиняной буквой между глаз, сейчас доподлинно установить невозможно. Одно сказать можно твёрдо: вряд это был просто удар, подобный удару кулаком или палкой. Возможно, что на война нападал вдруг природный страх незнания, когда он упирался взглядом в незнакомый, а значит сулящий опасность, знак, высеченный по образу каменной скрижали на глиняном черепке. Позднее военные аналитики назовут такое бескровное оружие «психической атакой», а тогда Козьма и Дамиан, не ведая пока до конца происхождение силы своего оружия, веря только в силу слова божьего и живо-изречённого, метко стреляли буквами акобяки, сначала со стен кремля, а потом, когда пришлось отступить, из-за забора слободской избы, ставшей на время осады мастерской и акобячным арсеналом для сражения. До последней буквы бились просветители, когда же корзины с глиняными аками, бяками и сяками опустели, героям-буквописцам пришлось спасать азбуку от захватчиков. Легенда гласит, что в последний миг, когда половцы крюками повалили уже почти три забора, Дамиан крикнул брату по оружию: «Козьма, спасай акобяку, тащи, чем ворота запирают, вяжи на неё буквы !» Резанные изначальные буквы, с которых лепились все остальные, кольцами пеньковой верёвки братья подвязали на то, чем ворота запирают, по концам приладили две ручки с упавших дверей, так было легче уносить акобяку в лес. Козьма шёл впереди, Дамиан сзади. Они уходили в лес, они спасали акобяку, алфавит, который прославил волжский город на века. В лесу Козьма и Дамиан, зажатые со всех четырёх сторон половецким войском, храбро сражались, сражались до последнего вздоха, как богатыри-просветители, по-русски, разя врагов акобякой, подвязанной на то, чем ворота запирают. Вместе с Козьмой и Дамианом геройскую смерть в том лесу разделила и акобяка, следы её в этом месте теряются.
Город с тех пор зовётся Козьмодемьянском, а жители его каждый год в память о Козьме и Дамиане пекут сладкую Акобяку-пряник, ровным счётом в тридцать девять пряничных букв, все до одной, от аки до яки; и вывешивает каждый двор сладкую акобяку на то, чем ворота запирают, всем на радость. Праздник по городу идёт пока, Акобяку не съедят в каждом доме. Ворота всё это время не запирают, потому что то, чем ворота запирают, занято.
Козьмодемьянск - единственный город в России, где то, чем ворота запирают, не имеет с тех памятных времён односложного существительного. То, чем ворота запирают, в Козьмодемьянске, так и называют «то, чем ворота запирают».