Оригинал взят у
nostradamvs в
Вертолёт от Louis VuittonЯ никогда не понимал, что хорошего в сумках Louis Vuitton. По-моему, они очень уродливые и дорогие. Но это ладно. Пусть кому-то нравится.
А однажды я летел на самолёте и читал бортжурнал. И увидел там ретро-фотографию Парижского авиасалона 1909 года. И я удивился - справа на снимке явно просматривался стенд Louis Vuitton, на котором выставлялись вовсе не сумки, а… вертолёт. И я решил покопаться в этой истории - неужели под маркой Vuitton создавались вертолёты?
Как ни странно - да. Более того, компания официально принимала участие в Парижских авиасалонах 1909 и 1910 годов (1ére et 2éme Exposition Inter. de Locomotion Aérienne). В принципе, всё было просто. Сам великий и ужасный Луи Виттон умер в 1892 году, оставив бизнес своему сыну Жоржу Виттону. А в начале XX века Пьер и Жан Виттоны, сыновья Жоржа, представили миру своё творение - вертолёт.
Вообще-то история утверждает, что первый (или даже уже второй!) вертолёт Виттоны построили ещё в 1877 году. Точнее, автожир. И выглядел он вот так - небольшой двигатель, два ротора, шасси-квадроцикл. Придумал конструкцию Жорж Виттон, сын Луи, и передал своё увлечение детям.
Вот эта полулегендарная конструкция. Существовала она только на бумаге и никогда не была построена в дереве.
Реально же Виттоны построили три машины - два вертолёта (Vuitton-Hubert в 1908 и Vuitton III в 1910) и один самолёт (Vuitton II в 1910). Ни одна из них ни разу не поднималась в воздух.
Первый существовавший «в железе» и имеющийся на фотоснимках (в том числе на заходном) вертолёт был представлен в 1909 году. Вертолёт носил название Vuitton-Hubert (кто такой Юбер, я, если честно, не разобрался; насколько я понял, это механик, который участвовал в разработке машины).
Журнал Flight за ноябрь писал о машине следующее: «Вертолёт имеет два винта, вращающихся в противоположных направлениях. Третий винт меньшего диаметра выполняет роль пропеллера, движущего машину, когда она находится в воздухе». Вся эта адская конструкция из винтов была грамотно синхронизирована с помощью шестеренных передач.
Пилот, как хорошо видно, сидит на довольно стрёмном месте, спереди, ничем не защищённый. В принципе, перед креслом пилота в полётном режиме монтировалось что-то вроде треугольного паруса, служащего для улучшения аэродинамических качеств аппарата. Рама вертолёта была бамбуковой и держалась практически на верёвочках. В теории на машину должен был устанавливаться 120-сильный двигатель массой 169 кг, позволяющий винтам диаметром 5 метров вращаться со скоростью 500 об/мин. Для демонстрации использовали более слабый, 50-сильный двигатель Farcot. Диаметр пропеллера - 1,7 м.
Эту машину братья-близнецы Пьер и Жан построили в 1908 году, надо сказать, и представили на Франко-Британской выставке (Franco-British Expo) в Лондоне - но оттуда снимков не сохранилось. Во многих источников вертолёт называют автожиром, но это неправильно - оба винта приводились от двигателя, а не находились в состоянии свободного вращения.
А это уже снимок парижского авиасалона следующего, 1910 года. Здесь братья Виттон демонстрируют не вертолёт, а вполне себе полноценный самолёт собственной конструкции - моноплан Vuitton II. Штука странная - кубическая рама, диковинное крыло. Конечно, тоже никогда не летало.
Фотография от 31 мая 1910 года - третья машина Виттонов, вертолёт Vuitton III. От первой отличалась в первую очередь винтами - они тут трёхлопастные против четырёхлопастных в предыдущем поколении, причём у нижнего лопасти длиннее, чем у верхнего.
Его же модель:
На этом авиационные опыты Пьера и Жана благополучно завершились; небо осталось неосвоенным. К слову, компания Louis Vuitton принимала участие и в парижских автосалонах. Предметом экспозиции были кожаные пылезащитные чехлы для автомобильных кузовов.
Такая вот короткая история авиастроения от Виттона.
Постскриптум. Пьер Виттон позже принимал участие в I Мировой войне и был серьёзно контужен. Несколько лет, вплоть до 1920 года он болтался по различным психбольницам и госпиталям, потом перебрался в Париж, где много пил и злоупотреблял опиумом. Жил он в нищете, от семьи подачек не принимал, продавал свои картины, дружил с Кокто и Пикассо. В сумасшедшие дома он попадал ещё не раз и суммарно провёл в них почти половину своей жизни. Сегодня он считается одним из классиков направления ар-брют или искусства аутсайдеров.
Напоследок - портрет семьи Виттонов. Жорж Виттон, его жена Жозефина Патрель и их дети - Гастон-Луи и близнецы Пьер и Жан.