Последний рейс "Карлука"...(1)

Dec 20, 2013 06:59

Оригинал взят у odynokiy в Последний рейс "Карлука"...(1)


Чтобы понять "откуда растут ноги" у современных территориальных притязаний в Восточном секторе Арктики, продолжаем углубляться в историю открытий и изучения этого региона.
Область, известная, как "High Arctic", была предметом территориальных претензий не только Канады, но и США и Норвегии.

Канадское правительство было озабочено тем, что США финансируют экспедиции, которые обеспечат их юридические права на любые открытые земли в море Бофорта. Канада принимает решение организовать большую арктическую экспедицию для закрепления своего суверенитета над огромной территорией более миллиона квадратных миль.
В феврале 1913 года премьер-министр Канады Роберт Борден встречается с уже известным в то время полярным исследователем В. Стефансоном...


...и предлагает ему организовать и возглавить Канадскую арктическую экспедицию, при финансировании экспедиции канадским правительством.
Основной акцент экспедиции ставился на географическом исследовании малоизученного района. Все остальные задачи, этнографические, метеорологические и т.д, должны были выполняться "во вторую очередь".
Так как В.Стефансон уже подписал Контракт на 1913 год о финансовой поддержке своих арктических исследований с Национальным географическим обществом США и Американским Музеем естественной истории в Нью-Йорке, возникли взаимные претензии спонсоров. Финансовые разбирательства привели к тому, что на подготовку собственно экспедиции осталось совсем мало времени. Обеспечение экспедиции, подбор персонала и экипажей судов проводились второпях...что "аукнется" в будущем.

Для экспедиции первоначально были закуплены 3 судна- бывший китобой "Карлук" и две шхуны- "Mary Sachs" и "Alaska".

"Карлук"


Флагманским кораблём экспедиции была назначена бригантина "Карлук" ( в переводе с алеутского- рыба), построенная в 1884-м году на верфи Метью Тернер в г.Вальехо (Калифорния)


Тоннаж: 321 тонн брутто, 247 чистая
Длина: 129 футов (39 м).
Ширина: 23 футов (7,0 м)
Осадка: 16,5 футов (5,0 м)
Глубина: 14,2 футов (4,3 м)
Палуб: 2
Ледовый класс: в оболочке
Установленная мощность: 150 МГП
Силовая установка: Угольные пара и паруса
Парус план: бригантина
Скорость: 7 узлов
"Карлук" до 1913 года использовался, как китобойное судно. Приобрести "Карлук" Стефансону посоветовал известный нам по китобою "Герман" капитан Педерсен. Судно выбиралось не из предстоящих условий плавания, а "из того, что было". Из предложенных 4 судов китобой "Карлук" хоть в какой-то степени был приспособлен для плавания в арктических водах.
У Бартлетта, который был назначен капитаном "Карлука" были большие сомнения в его пригодности для использования в тяжёлых ледовых условиях.
Несмотря на 14 успешных китобойных рейсов корпус "Карлука" не был рассчитан на длительное ледовое сжатие, а мощность двигателя была недостаточной для преодоления даже "лёгких" льдов.
Весь апрель и май "Карлук" находился в ремонтном доке. Капитан Бартлетт, прибывший для осмотра судна в начале июня, нашёл массу недостатков и приказал продолжать ремонтные работы.
Даже после ремонта, двигатель корабля работал неустойчиво. Главный инженер "Карлука" Джон Манро называл двигатель "кофейником" и никогда не включал его в работу более, чем на 48-м часов.

В дополнение к "Карлуку" Стефанссона, даже предварительно не посмотрев, купил в качестве судна снабжения небольшую, с бензиновым приводом шхуну "Alaska"...


Когда выяснилось, что грузоподъёмности "Аляски" недостаточно для размещения экспедиционных грузов, была приобретена ещё одна шхуна "Mary Sachs"...


(продолжение следует)


Шхуны

Previous post Next post
Up