Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение

Oct 31, 2013 13:51

Оригинал взят у sevprostor в Ледовый аэродром на Греэм-Белле и его окончательное уничтожение
Земля Франца-Иосифа является крайним северо-западным форпостом Российской Федерации. Дальше - только северный полюс, до которого, кстати, всего 896 км. А до США, как и до Москвы - от ЗФИ лететь 2970 км.



Неудивительно, что с начала 1950-х годов тут было организовано несколько объектов военного назначения. Правда, потом, в начале 90-х, все они, за исключением погранзаставы «Нагурское», находящейся на острове Земля Александры, были закрыты.

Греэм-Белл части Российских вооруженных сил покинули в 1993 году. После них остался ледовый аэродром, а также два военных поселка. В поселках некогда располагалась 30-я отдельная радиолокационная рота «Греэм-Белл» и отдельная авиакомендатура.

Авиакомендатура поддерживала ледовый аэродром в работоспособном состоянии. Полоса аэродрома была длинная, широкая, хорошо укатанная - ледяной "бетон". Края полосы представляли собой отвесные трехметровые стенки из спрессованного временем и морозом снега. Тогда аэродром еще мог принимать тяжелые самолеты. После 1993 года - уже нет.

История возникновения ледового аэродрома очень интересна, но, к сожалению, почти вся информация о нем, судя по всему, строго засекречена, потому что практически никаких сведении об этом обнаружить не удалось. Может они есть в каких-то архивах, но в интернете отсутствует.

Известно лишь то, что Арктика начала рассматриваться СССР и США в качестве вероятного театра военных действий в 50-е годы. В это же время проявился интерес к созданию позиций на арктических островах - Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.



В 1949 г. был произведен первый атомный взрыв в СССР на Семипалатинском полигоне, в Казахстане. Решение о создании второго военно-морского полигона на Новой Земле принимается в 1953 г. Первым местом для проведения испытаний атомного оружия выбрана губа Чёрная, где 21 сентября 1955 г. произведен подводный атомный взрыв. В 1957 г. здесь же осуществлен единственный на Новой Земле наземный взрыв. В это же время военно-морской флот создает систему подразделений, которые следят за движением судов в районе Новой Земли. Эти подразделения размещаются в основном на бывших полярных станциях, хотя часть этих станций (например, Малые Кармакулы, Мыс Желания и Мыс Меньшикова) продолжает действовать в «гражданском» режиме. Одновременно с частями ВМФ на Новой Земле начинают развертываться части Войск ПВО страны. Штаб 4-й дивизии ПВО, так же как и штаб полигона, размещался в Белушьей Губе. В 1957 г. с островов выселяется все местное население и военные становятся его безраздельными хозяевами.

Вероятнее всего, на ЗФИ аэродром и прочие военные объекты создавались примерно в это же время - то есть в середине и конце пятидесятых годов прошлого века. С 1957-го по 1999 г. никакой «гражданской» власти в этой части страны не существовало, высшей властью был командир. Фактически Новая Земля и Земля Франца-Иосифа находились вне сетки административно-территориального деления СССР, подчиняясь напрямую Москве



А вот еще кое-какие подробности о стратегическом значении ледового аэродрома на Греэм-Белле:

«Целых двенадцать лет после победного мая 45-го самолеты-разведчики НАТО безнаказанно вторгались в воздушное пространство над Заполярьем. 30 декабря 1953 года в небе Кольского полуострова впервые появился американский бомбардировщик Б-29, способный нести ядерное оружие. 8 мая 1954 года, накануне праздника, была осуществлена широкомасштабная провокация - два бомбардировщика Б-47 со стороны острова Медвежий вторглись в воздушное пространство СССР, долетели до Кандалакши, развернулись и ушли назад.

Перехватить и уничтожить эти самолеты силы и средства ПВО Северного флота не смогли, поэтому было принято решение о создании 21-го корпуса ПВО, способного защитить города и объекты Кольского полуострова от ударов с воздуха. 1 февраля 1957 года части 21-го корпуса ПВО приступили к выполнению задач боевого дежурства.

Учитывая стратегическое значение прикрываемых объектов Заполярья и тот факт, что северное направление представляло кратчайший путь для воздушно-космического нападения вглубь территории страны, корпус ПВО первым оснащался техникой.

На его вооружение поступили новые образцы зенитно-ракетного комплекса дальнего действия С-200, первые дивизионы С-300, истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27, новые трехкоординатные радиолокационные станции, отрабатывались элементы взаимодействия с самолетом радиолокационного дозора А-50 - аналогом американской системы АВАКС.

Новая техника осваивалась в кратчайшие сроки. Дивизионы стреляли с острова Кильдин, из района Териберки, со Святого Носа возле Гремихи по всем типам крылатых ракет, запускаемых с берега, с подводных лодок и самолетов, а также по надводным целям. Такого опыта не было ни в одном корпусе ПВО страны.

Летчики корпуса освоили посадку истребителей-перехватчиков МиГ-31 и Су-27 на ледовый аэродром острова Греэм-Белл Земли Франца-Иосифа. Тем самым они получили возможность перехватывать и уничтожать стратегическую авиацию не просто до рубежа пуска крылатых ракет, а вообще над Северным полюсом. Авиация также училась сбивать ракеты над Баренцевым морем.

Этот опыт быстро пригодился. 1 июля 1960 года у мыса Святой Нос капитаном Поляковым был сбит американский самолет-разведчик РБ-47, 20 апреля 1978 года принужден к посадке самолет «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании, нарушивший воздушное пространство СССР. Тогда отличился капитан Босов, осуществивший по нарушителю пуск ракеты с самолета Су-15ТМ. К слову, пассажирский самолет пилотировал полковник ВВС Южной Кореи Ким Чанг Кью. На перехват Боинга были подняты два Су-15ТМ и два Як-28П».

Теперь же и ледовый аэродром, и оставшиеся после военных строения, и старая техника - все это сочтено не более чем мусором, который убирается в рамках программы по «Очистке Арктики». Людям, как оказалось, - «стыдно перед иностранными туристами». А вдруг кто-то увидит эти военные части? А вдруг чего не того подумает? Уникальные исторические объекты воспринимаются обывателями не иначе как свалка, как постыдные воспоминания, от которых надо как можно скорее избавляться.

С кем бы мы ни разговаривали на Греэм-Белле - ни один из шестидесяти человек не мог понять, зачем нужно сохранять аэродром и военные части. Наша работа казалась им бесполезным фарсом. Все стремились уничтожить артефакты подчистую, оставив лишь девственно пустую арктическую пустыню.



К счастью, руководство «Русской Арктики» думало иначе. Именно Национальный парк санкционировал и организовал наши работы по сохранению историко-культурных объектов, оставшихся на Греэм-Белле с советских времен.

Кстати, разыскивая информацию об аэродроме, я наткнулась на любопытную статейку, написанную в 2012 году:

"Россия приступает к расконсервации заброшенных советских аэродромов в Арктике. К этим работам вскоре приступит авиационное объединение Западного военного округа, сообщил командующий объединением Игорь Макушев. В ближайших планах расконсервация аэродромов на Новой Земле и в Нарьян-Маре. Планы на следующий года предусматривают восстановительные работы на военном аэродроме на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.

Арктическая авиация, как и арктические военные аэродромы активно использовались в советский период, но после развала Советского Союза были заброшены. Как написала газета "Коммерсант" со ссылкой на мнения российских экспертов, размораживание старых аэродромов не означает, что Россия наращивает военное присутствие в Арктике. "Я не думаю, что это будут полноценные аэродромы с содержанием там авиации на постоянной основе", - считает ответственный редактор еженедельника "Независимое военное обозрение" Виктор Литовкин. По его словам: самолеты будут садиться в то время, когда надо выполнять боевые задачи, или во время учений, или для контрольного облета постов".

В связи с этим возникает несколько вопросов. Первый: с чего аэродром считается не заброшенным, а «законсервированным»? Из чего следуют такие выводы? Второй: с каких пор практически полное уничтожение аэродрома и его инфраструктуры считается «расконсервацией». И, наконец, третий: если на этот аэродром есть хоть какие-то планы, с какой стати его отдали на растерзание очистникам?



Если бы не решение Нацпарка и наша ненормальная настойчивость, даже нескольких сохранившихся объектов уже бы не было. На острове не оказалось ни одного человека, понимающего ценность аэродромной инфраструктуры. Даже наоборот, некоторые люди, не только не осознавали важность ледового аэродрома, но и активно вредили нашей работе по сохранению его частей. И, как ни парадоксально - но мешали нам как раз те, кто на самом деле должны были помогать, а именно - инспектора Национального парка «Русская Арктика», и некоторые сотрудники «Севморгео». Именно они, в нарушение всех данных начальством инструкций, пытались содействовать уничтожению военных объектов, чтоб не было стыдно перед иностранцами, желающими посетить ЗФИ и поглазеть на белых ми-ми-мишек.

И, кстати, благодаря и их усилиям, аэродрома уже нет. Одна лишь целина - ни диспетчерской приаэродромного склада ГСМ, ни станций дозаправки самолетов, ни деталей или частей летательных аппаратов, ни сигнальных огней, ни линии электропередач, ни многого-многого другого.



Теперь этого не осталось даже для истории. Не говоря уже о том, что все это почти наверняка хотели бы посетить любители абандонов (заброшенностей). Практически ничего не осталось потому, что очистку осуществляли люди, не понимающие ни практической, ни культурной, ни даже исторической ценности аэродрома и военных поселков. Для них все было мусором.



На аэродроме удалось сохранить лишь кое-что из техники, вроде среднего привода, СКП и РСП.









Однако, эта техника уже ничего не скажет о реальном состоянии дел и о том, как когда-то мог выглядеть аэродром. Сейчас это лишь разрозненные остатки былой инфраструктуры

Да, ГСМ природе вредит, не спорю. Сбор оставшегося на острове топлива я могу понять. Но чем радетелям за чистоту природы мешают каменные или деревянные строения, а также старая техника, понять не могу. И также не могу понять, как воспринимать все эти байки СМИ про расконсервацию? Или у нас, как всегда, одна рука не ведает о том, что творит правая, и одни структуры уничтожают аэродром, в то время, когда другие собираются его использовать? Черт знает что, честно говоря!



Что бы там не планировали начальники, и не писали про ледовый аэродром СМИ, но спустя двадцать лет Греэм-Белл решили освободить от «отходов» и в этом году туда отправились очистники, которые к настоящему времени собрали аж целых восемь тысяч тонн «мусора».



Ледовый аэродром на Греэм-Белле считается самым северным аэродромом России. Самая северная авиабаза США - авиабаза Туле в Гренландии - она, как и наш ледовый аэродром была ключевым пунктом противовоздушной обороны в годы Холодной войны.

Учитывая, что наш аэродром расположен в 896 км от Северного полюса, а Американский в 1500 км от Северного полюса, соответственно, можно утверждать, что ледовый аэродром на Греэм-Белле был самым северным аэродромом не только в России, но и в мире.

Сейчас этого аэродрома уже нет, и восстановить его в прежнем виде не получится. Чья в этом вина? Очистников, которым надо было выполнить установленные нормы и собрать свои восемь тысяч тонн металлолома? Государственных инспекторов "Русской Арктики", которые всеми силами пытались навредить своему руководству и саботировали данные свыше указания? А может прочих ответственных лиц, которые в погоне за очистной показухой забыли про уникальные исторические объекты и посчитали самый северный аэродром в мире не более чем помойкой? Думаю, это уже не важно, уничтоженного не вернешь.

Сейчас сбор металлолома остановлен, и на острове пока кое-что осталось. Но в будущем без активных работ по сохранению этих объектов, все интересное почти наверняка уничтожат. Поэтому хотелось бы, чтоб ответственные лица не гребли все под одну гребенку, и отделили мух от котлет, убирая мусор и сохраняя, при этом, ценные историко-культурные объекты.

В статье использована информация из следующих источников:
© Юрий Банько, Опубликовано: «Мурманский вестник» от 24.05.2013
«Новая Земля - военная земля»
Расконсервация аэродромов

Арктика

Previous post Next post
Up