Оригинал взят у
colonelcassad в
Шпион Отсмотрел новый отечественный исторический блокбастер "Шпион" по книге Акунина "Шпионский Роман".
Надо сказать, что никогда не был поклонником ни данного автора, ни фильмов по книгам данного автора. Книг его не читаю, фильмы если и смотрел, то исключительно из энтомологических соображений. В данном случае, дополнительной интриги придало наличие в заглавных титрах студии Никиты Михалкова.
Новый фильм, примечателен тем, что затрагивает крайне болезненную тему начала Великой Отечественной Войны.
Автор дабы не подвергаться заслуженным разгромным рецензиям за искажение исторических фактов, сделал финт ушами, и сделал вид, что действие происходит не то чтобы не в реальном Советского Союзе и даже больше, практически в реальном Советском Союзе,но это чуточку, самую капельку - другой Советский Союз.
Вообще, к нынешнему буму популярности разного рода исторических альтернативок, отношусь весьма скептически, так как подавляющая часть сего книжного барахла представляет из себя неудобоваримую графоманию
http://colonelcassad.livejournal.com/134399.html, а а редкие читабельные произведения, как правило являют собой проекцию личных политико-идеологических взглядов автора на прошлое. Что собственно не удивительно - на фоне устойчивого отсутствия внятных проектов будущего, творцы кидаются в прошлое, в котором если что-то изменить в вымышленной вселенной, то можно помечтать, как все бы изменилось, если бы, да кабы...
Так и у Акунина, который буквально совсем недавно демонстрировал окружающим собственную политическую инфантильность, с полным непониманием того, что делать и как бороться с "прогнившим режимом Путина".
Но зато, на страницах своих воображаемых миров, он с легкостью строит концепцию обмана "тупого азиата", на основе уже давно вышедших в тираж исторических мифов.
Псевдо-альтернативная обертка из компьютерной графики Дворца Советов и немногочисленного набора альтернативных чекистских гаджетов, тем не менее не может скрыть очевидного факта, что в эту "альтернативную" обертку, завернут более чем реальный вопрос о готовности Советского Союза к отражению нападения Германии.
Ключевой вопрос, вокруг которого вращается как бы "альтернативная" история, по счастливому стечению обстоятельств представляет собой коллекцию хорошо известных нам объяснений, слегка пересобранных в как бы иную конструкцию, но вместе с тем легко узнаваемых.
1. Сталин поверил Гитлеру, который обещал ему помимо прочего поделить с ним весь мир.
2. Поверив Гитлеру, Сталин целенаправленно помешал войскам дать достойный отпор агрессорам.
3. Разведка все сообщила точно, но ей не поверили.
В общем и целом, в несколько иной форме, перед нами предстает пересобранный миф о Сталине, как главного виновника того, что война началась так плохо. Поэтому сколько этот миф в красивые упаковки не заворачивай, суть его останется все та же, сколько бы автор не скрывался за "альтернативными" - "Это автор - он так видит".
На деле же, базовая концепция обмана, согласно которой коварный немецкий разведчик вооруженный "панцеркнакке" лично добрался до товарища Сталина и зачитал ему обещание Гитлера с честным словом не нападать, является переложением известной истории с прилетом в Москву немецкого самолета "Ю-52", которая в различных теориях (подробнее можно прочитать к примеру вот здесь
http://wap.militera.borda.ru/?1-3-200-00001206-000-0-0) обыгрывается с письмом Гитлера Сталину (например в изложении небезызвестного Бунича), согласно которым, после этого письма Сталин окончательно поверил Гитлеру, что тот не нападет, и после этого никакие усилия генералов и разведчиков не могли его в этом разубедить.
Собственно схема та же - в "Шпионе" у нас так же есть клятвенные обещания Гитлера, проникший в самое сердце СССР немецкий посланник и тупое упрямство Сталину, который верил не военным и разведчикам, а Гитлеру.
Само собой, данная схема к реальности никакого отношения не имеет, хотя бы по той причине, что приписываемая Сталину вера Гитлеру, не совпадает как со словами и делами самого Сталина, так и прежде всего с оперативными документами приграничных военных округов, которые с марта активно работали над планами прикрытия государственной границы, а с мая, уже после полета Рудольфа Гесса и эпизода с Ю-52, все три главных приграничных округа представили в Москву планы обороны государственной границы в которых мы находим такие свидетельства тупого упрямства Сталина, как размещение минных полей, подготовки мостов к взрыву, сосредоточение понтонных парков в тылах приграничных армий и так далее. Но разве такие мелочи могут помешать "альтернативно одаренным историкам" и вслед за ними "альтерантивно одаренным литераторам". Главное ведь что - Гитлер обманул Сталина, а уж потом русской народ конечно же вопреки Сталину победил Гитлера. Остальное вторично.
Разумеется, если уж в реальном мире доказать подобные теории в силу очевидных причин не выходит, то они вполне логично перебираются на почву альтернативной реальности, где уже ничто не может помешать автору заставать Сталина поверить Гитлеру. Хотя бы и в вымышленном мире. Точно так же как у Михалкова в вымышленном мире 2 персонажа не похожие на Сталина и Берия вершили разного рода злодейства в том числе и посредством трупа Меньшикова.
Прочая мифология на которой базируется альтернативная мифология Акунина, носит по отношению к этой концепции вспомогательный характер.
1. "Лес рубят - щепки летят". Дабы скрыть провал оперативной работы, коварный Берия целенаправленно убивает 40+ москвичей, дабы подбросить на место аварии труп шпиона. По степени воинствующего идиотизма, данная идея вполне напоминает мотивацию Сталина, посылающего 15тыс. интеллигентов и гопников на штурм Цитадели. Посыл такой же - ради общей цели, вполне можно убивать даже заведомо невиновных людей, в большом количестве. Разумеется тайно и без приказа, потому что до потомков не должно дойти ни одного слова ПРАВДЫ.
Собственно, данный эпизод должен развеять у зрителя всякие иллюзии в отношении того, что в этом режиме есть хоть капля человеческого. Судя по замыслу, он должен вместе с героями совершить грехопадение от преданного винтика к свободе и правде.
2. Берия кровавый и угодливый сатрап, который еще в 1941 году грозится "стирать в порошок" опутал всю Москву сетью чекистских телевизоров и камер подглядывания. Символика черных воронков, бездушных упырей в синих фуражках и пыток в чекистских застенках прилагается. Мама дамы главного героя разумеется расстреляна ни за что, майор Октябрьский, так же судя по всему ни за что уже один раз угодил в чекистскую мясорубку, а сам главный герой проходит за фильм путь от верного винтика системы, до угроз самому Берия, что мол такие как он все равно будут защитать Родину вопреки. КАК ИЗВЕСТНО, воевали и победили в Великую Отечественную вопреки Сталину и НКВД. Так что автор и тут не постеснялся изобразить главного героя эдаким вопреканцем. В общем и целом, в фильме наличествует классический либеральный взгляд на то, как выглядит пресловутая Кровавая Гэбня. Разумеется итоговый образ данной организации сугубо отрицательный.
3. С другой стороны, НКВД в трактовке авторов вообще мышей не ловит, а только занимается палаческими делами. За время фильма, главные герои и прочие сотрудники НКВД последовательно косячат с радистом, связником, связником №2 и наконец с самим агентом, который вместе с панцеркнакке добирается до товарища Сталина под ручку с Лаврентием Павловичем. Отсюда мораль - палаческими делами НКВД занимается лучше, нежели защитой от реальных врагов. И итог фильма фактически знаменует триумф Абвера и адмирала Канариса, что соответственно означает полное банкротство НКВД и Лаврентия Берия, который в ночь накануне войны, летает по округам и мешает их приводить в боевую готовность, попутно решая вопросы в духе "На допрос или сразу расстрелять".
4. Нельзя не сказать и про адмирала Канариса, которого зачем то вывели в фильме полным идиотом (что не помешало ему усилиями автора таки одолеть Лаврентия Павловича). Разговаривая с Гитлером по телевизору, Канарис обнаруживает свою полную профнепригодность замечанием, что как можно скрыть сосредоточение больших масс войск у советской границы и ввести СССР в заблуждение. Это было весьма странно слышать, если буквально перед этим, в аннотации к фильму бегущей на экрану, утверждалось, что и в альтернативной реальности Гитлер завоевал Францию, что я напомню, произошло вследствие внезапного удара танковой группировки через Арденны, которую усилиями немецких разведчиков, союзники проморгали. Вот так вот, не прошло и года, как Канарис резко все забыл про аналогичные мероприятия в рамках выполнения плана "Гельб". В реальности, в обоих случаях ("Гельб" и "Барбаросса") немцы активно использовали различные меры дезинформации и деятельность абвера была частью этих подготовительных мероприятий. Так что на Канариса зря наговаривают, дурачком он не был.
5. Не обошлось и без символизма, тоталитарный грузовик НКВД (который до этого уже убил 40 с лишним советских граждан) неумолимо надвигается на телефонную будку, в которой от НКВД прячется Бондарчук, аки грузовик агента Смита из первой "Матрицы". Камера замирает и мы видим застывшего в яростной позе Бондарчука, на которого надвигается грузовик тоталитаризма. Данный нехитрый прием, где ужас тоталитарной системы воплощен в машине, можно было к примеру наблюдать в фильме "Край", где на совестливых заключенных ГУЛАГа надвигался тоталитарный паровоз.
Собственно, вся это борьба совестливой личности с олицетворением тоталитарного ужаса, есть неотъемлемый признак любого фильма, хоть капельку затрагивающего то, что происходило до 1991 года.
В актерском отношении, фильм особых открытий не дал - как обычно, есть два персонажа не похожих на Сталина и Берия, которые ведут себя не как Сталин и Берия. Есть два героя, которые в меру умения идут по следу немецкого шпиона.
Бондарчук как Бондарчук, Козловский как Козловский. Отвращения не вызывают и ладно. Фактурно выглядел московский гопник в исполнении Панина, немецкие шпионы - не рыба, ни мясо. Даже главный упырь из абвера в конечном итоге оказывается лишь посыльным, без каких-либо признаков матерой актерской игры, чего можно было бы ожидать от этой роли. Прочие безликие сотрудники и оперативники запоминаются разве что мельтешением по экрану своими картонными образами.
В техническом отношении фильм снят неплохо - компьютерная графика создает весьма аутентичное окружение сталинской Москвы, которую венчает облетаемый камерой аки башня Саурона Дворей Советов, - в целом ничего особенного, но на фоне многих других более дешево снятых поделок, смотрится вполне себе адекватно заявленной рекламе. Музыка обычная, один трек - хороший. Вместе с тем, фильм не то, чтобы очень масштабный, и более сосредоточен на шпионских перепитиях обмана Сталина, нежели на нечеловеческой экшене.
Касательно итогового результата - перед нам альтернативная либеральная фантастика основанная на антисоветской либеральной мифологии, с "фактической базой", основанной на хрущевско-перестроечных концепциях, откуда Акунин и почерпнул свои проекции на реальную историю. Соответственно, нет ничего удивительного в том, что в фильме про наших контрразведчиков, побеждают немецкие разведчики. И например, в какой-нибудь альтернативной вселенной, где Третий Рейх победил во Второй мировой войне, такой фильм, был бы самой настоящей одой мужеству и изворотливости героев абвера, которые во исполнение гениального плана Гитлера обдурили тупого Сталина, а так же оставили с носом его сатрапов из НКВД.
Так что в плане "особого взгляда" на советскую историю, "альтернативная история" Акунина не слишком далеко ушла от скажем так "исторических работ", где квинтэссенцией власти, под руководством которой наш народ сокрушил Третий Рейх, являются тупой и кровавый тиран Сталин, угодливый и кровавый сатрап Берия, тупые и бездушные молодчики из НКВД и испуганные и тупые винтики, которых разве что личные трагедии могут заставить сомневаться в величие Вождя и Учителя всех народов. Все это мы видели в куче различных художественных и документальных фильмов, в терриконах разнообразных книжных опусов исторического, документального, публицистического и художественного характера. Альтернативный характер произведения Акунина, не может спрятать простого факта, что "Шпион" принадлежит именно к этой категории.
И соответственно, если абстрагироваться от технической реализации, ее базовая концепция с хитрыми немецкими разведчиками и тупым Сталиным, вполне очевидно понравится либеральной аудитории и лицам с антисоветскими взглядами, а вот у граждан левых взглядов или разного рода патриотов, такая концепция вряд ли вызовет особые восторги. Потому что за прошедшие 25 лет, таким так сказать "продуктом" уже перекормили.
Кто-то скажет, ну и зачем столько говорить, про "альтернативную историю". Суть собственно в том, что вся эта "альтернатива" есть обычная упаковка, а внутри мы видим, отнюдь не альтернативные и невероятно новые ходы и концепты, а вполне узнаваемые проекции старых добрых антисоветских мифов. Конечно, кто-то за блестящей мишурой компьютерной графики или скажем сцены с Бондарчуком, где он избивает сотрудников НКВД (я так думаю это давняя мечта, вроде того, как у Михалкова было желание макнуть Сталина в шоколадный торт), не обратит на это внимание.
Но на деле же, когда эту упаковку разворачиваешь, обнаруживаешь вполне знакомую и узнаваемую субстанцию. Некоторые же глотают содержимое с упаковкой, да. Кто-то может добавить, ну и что, это вообще комикс. Окей, только почему то и комиксы получается весьма узнаваемого свойства, особенно касательно внутреннего содержания, что сразу заставляет вспомнить известный анекдот про Чапаева и пластилин.
В общем и целом, посмотреть конечно можно в целях ознакомления, но пересматривать уже вам вряд ли захочется.
Смотреть на мой взгляд лучше всего качественную копию дома, дабы не потворствовать рублем продолжению съемок подобных "альтернативных историй", иначе Учитель, Михалков и пошло поехало...
Ждем "Сталинград", там накал ожидается сопоставимый.