Оригинал взят у
azamat_ulbashev в
МёбиусАкунинская Москва - это полноценный литературный персонаж; читатель видит Златоглавую в художественной интерпретации Григория Шалвовича. В таком городе топонимика и архитектурные особенности порой претерпевают некоторые изменения. Но делает это писатель лишь для того, чтобы мы в полной мере насладились великолепием и многообразием настоящей Москвы.
Вымысел у онси построен на исторических фактах, поэтому при желании в Москве можно найти прототипы зданий и улиц, фигурирующих в текстах Акунина. Вот один такой интересный дом я вам и покажу.
Центр Москвы. Станция метро «Кузнецкий мост». Выходим на улицу Рождественка, на которой, кстати, происходило много чего любопытного, но об этом в другой раз.
Поворачиваем направо.
Доходим на перекрёстка с улицей Кузнецкий мост.
Снова поворачиваем направо.
Подходим к интересующему нас дому № 19.
Это массивное здание песочного цвета - объект культурного наследия, доходный дом князя Гагарина, построенный в конце XIX века. Над аркой видна лепнина, выполненная в виде грифонов и керикиона - жезла Гермеса.
Из «Шпионского романа» Бориса Акунина: «Дайте ему шапку, а то простудится. Волосы вытрите! Вот так… - Старший майор похлопал фон Лауница по плечу. - Скажете полковнику Кребсу, что парашютиста отнесло ветром на озеро, и лёд не выдержал. Вы трое побежали его спасать, под Решке и Штальбергом лёд подломился. Вы не могли спасти всех троих, выбрали парашютиста. Причём вытащили не только его самого, но и рюкзак. Куда вы должны были доставить гостя?
- На конспиративную квартиру. Кузнецкий мост, 19.
- Ишь, наглецы, - удивился Октябрьский. - Это же в ста метрах от Лубянки!
- Наглость тут не при чём, - будто оправдываясь, стал объяснять немец. - Видите ли, в том районе эфир перенасыщен радиосигналами. Идущими из вашего ведомства. Ещё один будет незаметен. Это удобно».
Вуаля!
Именно здесь Григорий Шалвович разместил конспиративную квартиру немцев. Именно сюда перебрались советские контрразведчики вместе с Егором Дориным.
Помимо основного корпуса, есть ещё дополнительные пристройки, к которым можно пройти через подворотню.
Кстати, подозреваю, что квартира, где расположились Дорин и команда, находилась именно в этих задних и незаметных пристройках, а не в само́м главном парадном здании.
Из «Шпионского романа» Бориса Акунина: «Натянув майку, Егор вышел на кухню, где соседка слева, в стоптанных тапках, в застиранном халате невнятного цвета, варила щи.
- И хде ты, Зинаида, тильки таку похану капусту берешь? - лениво сказал Дорин, говоря на украинский манер. - Хоть противохаз надевай».
Может быть, чекистка Зинаида Валиулина варила свои неаппетитные щи за этими окнами?
Или где-то здесь?
Из «Шпионского романа» Бориса Акунина: «Зина налила ему полную тарелку, отрезала хлеба. Старший майор, обжигаясь, стал жадно есть.
- Опять не спали, не ели, товарищ начальник, - укорила его Зинаида.
Грубый Октябрьский в ответ на заботу сказал:
- Кухарка из вас, Валиулина, как из слона балерина. Где вы только такую капусту берете?»
Может быть, старший майор пришел к своим ребятам сюда?
Кстати, раз речь зашла об Алексее Октябрьском. Здесь же, во внутреннем дворике дома, находится магазин с символичным названием.
Октябрьский, он такой Октябрьский. Ничего про него толком не знаем. То ли подох в «обоссанной будке, на углу Безбожного переулка», то ли выжил. Будем надеяться хотя бы на, что Октябрьский это и есть Алексей Парисович Романов, которого судьба позже сведёт с Эрастом Петровичем Фандориным.
***
Ну а теперь Мёбиус. Те, кто читали серию «Новый детективъ», знают, что эта фамилия появляется почти во всех романах о Фандорине и связана с предпринимательской деятельностью. Складывается впечатление, что Мёбиусы своими бизнес-сетями опутали всю Москву. На самом деле это не так. Как замечает в своей книге «Москва акунинская» Мария Беседина, москвоведы задокументировали лишь один бизнес, носивший подобное имя. И это фотоателье.
Источник:
http://niernsee.livejournal.com/47666.html Фотографическое ателье было основано Фридрихом Мёбиусом в 1850 году и просуществовало до 1917 года. Оно несколько раз меняло свои адреса, пока в 1897 году не переехало (в последний раз) в… доходный дом князя Гагарина на Кузнецком мосту.
Находилось фотоателье на третьем этаже.
Как пишет Беседина: «В частных альбомах и музейных коллекциях до наших дней дожили сотни тысяч фотографий, на которых в изящной виньетке напечатана фамилия Мёбиус».
Источник:
http://niernsee.livejournal.com/47666.html Существует множество предположений и домыслов о значимости Мёбиуса в романах о Фандорине (сам Акунин не даёт ответа). Но наиболее вероятно, что Григорий Шалвович, изучая архивы и не раз сталкиваясь с продукцией фотоателье Мёбиуса, решил таким оригинальным образом донести до читателя колорит «России, которую мы потеряли» и Первопрестольной.
Сама собой напрашивается тривиальная, но от того не менее справедливая метафора. Вселенная акунинских текстов, она как лента Мёбиуса: перемещаясь по одной поверхности, можно с одного персонажа выходить на другого. Дорин, Октябрьский и Фандорин оказались связаны через Мёбиуса.
Источник:
Википедия.
P. S. Скамейка во дворе дома № 19 на Кузнецком мосту - не лента Мёбиуса, но тоже изогнута.