Табачное дело. Если дело - табак, ищите женщину!

Oct 16, 2013 21:29

Оригинал взят у rbvekpros в Табачное дело. Если дело - табак, ищите женщину!
Банки, нефтяное и табачное дело. На заметку возьмём пока только то, что касается табачного дела... На необыкновенную женщину мы натыкаемся сразу... Но позже поищем турецкий след. Вы спросите, зачем нам это нужно? Улаживать дела с кредиторами Зайнетдин Агафуров поедет в Питер, в котором собирутся крупные табачные предприниматели, чтобы обсудить вопрос о создании Табачного Синдиката... Хотел упомянуть Екатерину (Великую), сижу фантазирую ведь в Екатеринбурге, но вопросы увели в другую сторону... к Елизавете (не менее Великой).

С.В. Калмыков. Российские компании и западноевропейский фондовый рынок в начале ХХ в.
... "В данной статье речь пойдет о попытке группы русских банков, воспользовавшись благоприятными новациями в английском корпоративном законодательстве, а именно разрешением деятельности free-standing companies (термин, предложенный Мирой Уилкинс), создать в Британии компании для контроля над большими объединениями в России в нефтяной и табачной промышленности под видом британских холдинг-компаний, - соответственно, The Russian General Oil Corporation и The Russian Tobacco Company или РГО и РТК. Помимо чисто утилитарных задач, здесь присутствовал и явно различимый элемент финансовой спекуляции. В этом проекте приняла участие большая группа европейских банков и банкирских домов; задуманные планы имели много шансов на успех, если бы не фатальные изменения, внесенные в жизнь Европы Первой мировой войной.
В данном случае РГО и РТК выбраны потому, что их дополнительно объединяла одна важная черта - они, помимо обеспечения чисто финансового интереса, предполагали удовлетворение потребностей массового рынка Западной Европы в нефтепродуктах и табачных изделиях, то есть представляли шаг к реальной экономической интеграции на уровне потребительского рынка.
Русско-Азиатский банк, который выступал главным «мотором» всего дела, занялся нефтяным проектом в значительной степени под грузом внутренних проблем и принимая во внимание некоторые тенденции, наметившиеся в русском и международном нефтяном бизнесе. Как известно, он сам возник в результате слияния двух «проблемных» банков, и это обстоятельство не могло не отразиться на его деятельности. Один из этих банков, - Северный банк - являлся, в сущности, филиалом французского банка Société Générale pour favoriser le développement du Commerce et dе Industrie en France (Société Générale), открытым в Петербурге в кризисные для российской экономики первые годы ХХ в. для курирования некоторых предприятий, в развитие которых французский банк вложил средства в годы экономического подъема 1890-х гг. Другой - Русско-Китайский банк - был создан в середине 1890-х гг. по инициативе и на деньги русского правительства, но с большим участием французских капиталов, представленных финансовой группой во главе с другим крупным французским банком - Banque de Paris et de Pays-Bas (PARIBAS) - для экономической поддержки русской экспансии на Дальнем Востоке, в первую очередь в Маньчжурии, и для банковских операций в Тихоокеанском регионе вообще.
Задуманный как так называемый «деловой» банк, Северный банк, во-первых, сразу же столкнулся с сильной конкуренцией уже существующих аналогичных петербургских банков, и, во-вторых, большинство его клиентов в связи с экономическим кризисом оказались в трудном положении, и поэтому банк все время балансировал на опасной грани. Тем не менее к нему проявил интерес еще один парижский банк - Banque de l'Union Parisienne, который увидел в Северном банке «шанс» для старта своих операций в России. В апреле 1906 г. уже с участием Banque de l'Union Parisienne состоялось увеличение капитала Северного банка, благодаря чему в руководстве последнего появился его представитель Т. Ломбардо (Theophile Lombardo). Ломбардо удалось заметно усилить работу президента банка М. Верстрата (Maurice Verstraete), однако этого оказалось недостаточно, чтобы положение Северного банка могло считаться прочным, и к 1909 г. ситуация вновь обострилась - до такой степени, что Société Générale стало готовить вопрос о его слиянии и остановилось на варианте слияния с Русско-Китайским банком.

... Долгое время связи табачных фабрик с банками в России ограничивались коммерческими кредитами на закупку сырья. По этой причине, а также потому, что крупные табачные фабрики являлись семейными фирмами, чьи акции не участвовали в биржевом обороте, они не представляли серьезного интереса для банков. Положение существенно изменилось после повышения в 1909 г. ставок налога (акциза) на табачные изделия, одним из последствий чего стало увеличение потребности предприятий в оборотных средствах. Предприниматели начали поиск путей сокращения издержек и привлечения дополнительных инвестиций; банки могли подсказать выход, заключавшийся в укрупнении производства и в преобразовании семейных фирм в акционерные. В 1910-1912 гг. все крупные табачные фабрики Петербурга, Ростова-на-Дону (В.И. Асмолов и К[o]), Киева (М.А. Коген), Москвы («Дукат»), Ярославля (И.Н. Дунаева), Феодосии (В.О. Стамболи) были реорганизованы в акционерные общества".
...
«Товарищество табачной фабрики А.Н. Шапошникова и Ко» (источник: "Нево Табак")
Табачное дело семьи Шапошниковых началось с открытия в 1853 году магазина на Караванной улице. Его открыла энергичная и предприимчивая купчиха Пелагея Степановна Шапошникова. Рано оставшись без мужа и стремясь обеспечить пятерым своим детям благополучное будущее, она перевезла семью из Коломны, где её предки на протяжении нескольких веков занимались торговлей и предпринимательством, в Санкт-Петербург.
Направление для организации в столице своего дела было выбрано очень удачно, поскольку с середины XIX века курение табака начало приобретать популярность во всех слоях российского общества.
Дела в табачном магазине шли в гору, и в 1873 году старший сын Пелагеи Степановны - Александр Николаевич Шапошников (1831-1881) - открыл собственную фабрику по производству папирос и курительного табака.
И если при основании на фабрике было 2 ручных станка для кройки табака и штат насчитывал всего 12 человек, то уже через 3 года на производстве было занято около 200 работников. В 1881 году фабрика переехала в новое, специально построенное здание по адресу Клинский проспект, д. 25, спроектированное архитектором П.С.Самсоновым.
Торжественное открытие новой фабрики состоялось 10.4.1881, но её основателю не суждено было самому запустить производство. А.Н. Шапошников тяжело простудился и скончался, не дожив нескольких дней до долгожданного события.

После смерти Александра Николаевича, фабрика перешла в руки его супруги, 32-летней Екатерины Николаевны, потомственной петербургской купчихи из семьи Богдановых, владевших собственным табачным магазином. Дальновидная и умная, женщина сумела к началу революции сделать фабрику одной из крупнейших в России.
Екатерина Николаевна Шапошникова вникала во все тонкости дела и не скупилась на внедрение технических новшеств, Так, в 1889 году на фабрике Шапошникова впервые в России была применена высокопроизводительная машина для клейки бумажных гильз для папирос, изобретённая фабричным механиком Иваном Семёновым. Это позволило значительно увеличить объёмы выпуска продукции. Затем начинание было подхвачено и другими табачными фабриками.
Изобретатель станка для клейки папиросных гильз, механик фабрики Шапошникова Иван Семёнов, окончивший Технологический институт, в награду за своё изобретение получил от хозяйки фабрики Екатерины Шапошниковой первоначальный капитал для открытия собственной мастерской по производству гильзо-мундштучных и табачно-набивных машин. К 1914 году Иван Семёнов уже владел механическим заводом с 450 рабочими, лесопильным заводом и столярной фабрикой.
В 1897 году фабрикой было переработано 25000 пудов листового табака, выработано 15000 пудов курительного табака и выпущено 265 млн. папирос. Годовой оборот составил 1,5 млн. рублей.

Табачные изделия, производимые на фабрике Шапошникова, были преимущественно средних и низших сортов, что позволяло сделать конечный продукт более дешевым, пользовавшимся большим спросом у покупателей. Продукция фабрики, выигрывая в цене по сравнению с изделиями высших сортов, по качеству практически им не уступала.
Высокое качество продукции фабрики Шапошникова подтверждали награды, которых она удостаивалась. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве была получена серебряная медаль, а в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде - золотая.

В 1910 году владельцы фабрики создали акционерное общество «Товарищество табачной фабрики А.Н. Шапошников и Ко», которое стало скупать другие табачные производства. К началу революции фабрика Шапошникова стала одной из крупнейших в России, поглотив в 1912 году московскую фабрику «Товарищество Габай» (ныне ОАО «Бритиш Американ Тобакко-Ява» («БАТ-Ява»), а в 1915 году став совладельцем петербургской фабрики «Братья Шапшал».
Табачные изделия фабрики успешно продавались не только в России, но и в Европе, в частности, в Германии. Ассортимент насчитывал более 20 наименований папирос, среди которых были такие популярные марки, как «Тары-бары», «Осман», «Меланж», «Жасмин», «Шик», «Каир», «Десерт» и другие.
Фабрика также носила высокое звание «Поставщика двора Его Высочества Князя Черногории Николая».

Шапошниковы пользовались уважением, если не сказать любовью своих рабочих. Они обращали внимание на их нужды и платили за рабочий день больше других фабрикантов.
В 1898 году на производстве были заняты около 1000 рабочих, и общая сумма их жалования за этот год составила 155 397 рублей, то есть более 155 рублей в год на одного человека. На фабрике были организованы столовая, лечебница и аптека с бесплатным отпуском лекарств, и постоянно дежурили врач и фельдшер.
Екатерина Шапошникова была председателем отделения Общества попечения о бедных и больных детях. Для малолетних детей сотрудниц фабрики она устроила ясли.
В праздничные дни с рабочими проводились религиозно-нравственные беседы. При фабрике работала библиотека, где бесплатно выдавались на дом книги.
В год торжественного празднования 25-летия со дня основания фабрики, Шапошникова сделала крупное пожертвование на строительство квартир для наиболее достойных и прилежных рабочих фабрики. К этому моменту производство на Клинском проспекте разрослось настолько, что понадобилось построить несколько дополнительных флигелей.

Конечно же, не могло открытие новой табачной фабрики обойтись без «божественного» промысла. Согласно легенде, в 1763 году в лесу, вблизи Загородного проспекта прохожие часто встречали древнего старца, который сообщал им, что через 150 лет на этом месте будет стоять крупнейшая в России и первая по качеству табачная фабрика.
В 1913 году, через 150 лет после изложенных в легенде событий, табачная фабрика действительно процветала, а на коробках её самых популярных папирос «Тары-бары» был изображён тот самый рекламный «провидец».

В начале 1910-х годов пачка папирос стоила 5-6 или 10 копеек и содержала 10 или 25 папирос соответственно. Петербург скуривал около 100 миллионов папирос в месяц, при этом 75% рынка составляли папиросы средних и низших сортов.

В 1913 году «Товарищество табачной фабрики А.Н. Шапошникова и Ко» вошло в состав Русской табачной компании (Russian Tobacco Company Limited) - огромного синдиката, созданного в Англии под руководством Русско-Азиатского банка и при участии десяти крупнейших табачных фабрик Петербурга, Москвы и Ростова-на-Дону. По другому источнику (Табачный капитан. Марина Романова. С сайта Pravda.RU" 2001.12.03): огромного синдиката, созданного в Англии под руководством Русско-Азиатского банка и при участии Русского для Внешней торговли банка. В него вошли более десяти крупных табачных фабрик Петербурга, Москвы, Ростова-на-Дону. Учредительный акт и устав русского табачного синдиката, получившего название "The Russian Tobacco Company Limited" были утверждены в Лондоне 2 сентября 1913 г., согласно английским законам о компаниях.

26.1.1917 года в возрасте 69 лет скончалась владелица фабрики Екатерина Николаевна Шапошникова, а менее чем через год, с наступлением Великой Октябрьской революции, начался новый этап в истории фабрики...

Примечание.
Нужно разбираться с тем, что происходило в Персии между Англией и Россией...
- Глава 4. Табачная монополия: Британское отступление и наступление России. Из книги Фируз Казем-Заде. Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии.

Табак, Баку старый

Previous post Next post
Up