Оригинал взят у
van_sidor в
Молокане АзербайджанаИсточник:
http://azerbaycan.vv.si/molokane.htmlМолока́не - разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:
- признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
- не признавая видимых икон, считают человека Божьей иконой (сотворенным по образу Божьему),
- не признают святых,
- не имеют церковной иерархии, клира,
- не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
- не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.
Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие - с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи - с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. По-видимому, «молокане» - это прозвище, которое дали им православные. Сами же молокане приняли это прозвище, и часто связывают его с текстом Первого послания апостола Петра: «как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» .
Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока»
Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.
В начале XIX века, когда Азербайджан был присоединен к России, раскольников и сектантов, находящихся в опале у властей, переселили в Закавказье. Так молокане оказались в Азербайджане.
Первое поселение русских-молокан - Кызыл кишлак в Карабахе - появилось в 1832 году и состояло из 26 мужчин и 30 женщин.
В 1834 году они основали село Алты-Агач в горной долине реки Ата-чай, поросшей густым непроходимым лесом. В первое время им пришлось жить в наскоро построенных шалашах. С 1834 по 1839 год в Алты-Агаче поселились 1681 человек. Переселенцы прибыли из Саратовской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской, Таврической и Бессарабской губерний. Всего поселилось 310 семей.
Насильственно переселённые в Закавказье молоканские общины сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создать процветающие многоотраслевые хозяйства. За несколько поколений они стали практически местным населением.
По свидетельству газеты «Кавказ» за 1850 год появление русских переселенцев способствовало благоустройству края. «Города перестали нуждаться в плотниках, пильщиках, печниках, косцах, извозчиках, в особенности на почтовых станциях, из которых многие ими содержатся по Шемахинской губернии; с тех пор европейские постройки стали являться даже по деревням, устроились большие мельницы, явилась везде крупчатая мука, гречиха, овес и огородные овощи».
В книге А.Юницкого "Гнезда сектанства на Кавказе" приводятся следующие данные:
Так село Привольное Ленкоранского уезда появилось в 1839 году; села: Пришиб и Николаевка Ленкоранского уезда в 1840 г.; села Новоголка и Астраханка Ленкоранского уезда - в 1845 г.; Андреевка - в 1847 г. В тоже время, говорит автор, водворены молоканские поселения в Шемахинском и Геокчайском уездах.
При этом из дел Бакинского управления государственными имуществами и Бакинского губернского правления мы узнаем, что первые поселенцы из молокан в Шемахинском уезде были водворены в селе Алты Агач в 1835 г.
Потом образовались другие молоканские села: Хельмили, Астраханка, Марьевка, Джебаны, Чухурт Юрт, Маразы и др.
В Геокчайском уезде мы находим следующие села с сектанским населением: Кюлюли, и Карамарвян.
В Джеватском уезде молоканские села: Новая Ивановка и Колюбакино; в Кубинском уезде - Владимировка.
В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.
Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции - Мариинский сквер, ныне официально - Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.
Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации.
Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году
В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье) и Мексику (северо-запад). На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения.
С самого начала поселения молокане из близлежащих сёл стали посещать город Баку, где сбывали свою сельскохозяйственную продукцию, покупали мануфактуру, предметы домашнего обихода. В зимнее время, свободное от полевых работ, некоторые мужчины занимались извозом. На своих огромных фургонах, запряжённых лошадьми, они занимались перевозкой грузов по городу и на большие расстояния, вплоть до Тифлиса и Батуми. Некоторые девушки из молоканских семей устраивались на работу в богатые дома горничными. Их целью было справить себе к свадьбе хорошее приданое.
Для проживания в городе сельские общины строили так называемые постоялые дворы. Они представляли собой что-то вроде гостиниц, где любой односельчанин мог на время остановиться и проживать, а также разместить свои груз и подводу с быками или лошадьми. Содержались постоялые дворы за счёт сельской общины. Случалось так, что некоторые семьи находили себе в городе выгодную работу и обосновывались на постоянное местожительство. Так в городе постепенно стали поселяться молоканские семьи из близлежащих сёл,в основном из Шемахинского уезда.
Оседавшие в городе молоканские семьи поселялись на окраине, где строили себе дома и подсобные помещения. Так уже в 50-60-ых годах 19 века в Баку возникла Молоканская слобода, разместившаяся в удалении от Крепостных стен. В центре слободы в 1870 году был посажен сад, получивший название Молоканского сада. В пределах слободы размещались жилые дома, лавки, извозные дворы, конюшни, бондарные мастерские.
Город разрастался, вокруг Молоканской слободы появились высокие дома, а Молоканский сад стал местом прогулок горожан. Молоканская слобода со своими бондарными мастерскими уже была не на окраине, а оказалась почти в центре развивающегося города. Поэтому в 1872 году распоряжением бакинского губернатора В.Позена Молоканская слобода была перенесена на окраину города, в район Завокзальных улиц. Эту часть города до последнего времени горожане называли Молоканкой.
На месте Молоканской слободы постепенно были возведены высокие здания, сохранившиеся до настоящего времени, а Молоканский сад был благоустроен и стал излюбленным местом отдыха бакинцев. В Молоканском саду были посажены различные деревья, богатый молокан Кощеев за свой счёт провёл в сад воду и создал первый в Баку городской фонтан.
Одним из зданий у Молоканского сада было Молоканское собрание. Это здание сохранилось до настоящего времени. Одна из улиц в районе бывшей слободы называлась Молоканской. При советской власти она стала называться улицей 9 января, а затем переименована в улицу Хагани.
На этой улице был открыт театр Микадо, в преобразованном здании которого в советское время разместился Русский драматический театр имени Самеда Вургуна.
Молоканский сад также был переименован в Мариинский, в советское время в сад 9января, а в 1991 году в сад Хагани. Несмотря на переименования бакинские старожилы продолжают его называть Молоканским садом.
Ввод советских войск в Баку в январе 1990 года, экономический спад, война с Арменией, резкое ограничение сферы применения русского языка, внедряемое Народным фронтом, пессимизм и психологический дискомфорт, давление со стороны националистически настроенных азербайджанских беженцев из Армении и некоторых оппозиционных лидеров привели к исходу русскоязычного населения из Азербайджана.
В течение нескольких лет подавляющее большинство русских из Баку выехало в Россию и Украину. В настоящее время русских в Баку осталось порядка 20 тыс. человек. Конечно, значительно сократилось и количество русских молоканского происхождения. Ориентировочно сейчас в Баку молокан осталось всего несколько сот человек.
В Азербайджане из ранее многочисленных молоканских поселений к настоящему времени фактически сохранилось одно село Ивановка в Исмаиллинском районе. В остальных молоканских сёлах остались доживать по несколько десятков человек пожилого возраста, которым не на что и некуда было переезжать.
Вынужденные переселенцы молокане из Закавказья рассеялись почти по всем областям России и Восточной Украины. Наиболее компактно молоканские переселенцы поселились в Ставропольском и Краснодарском краях, где даже образовали действующие в настоящее время молоканские общины. В 1991 году в России был создан Союз общин Духовных Христиан Молокан, призванный объединять разрозненные молоканские общины. Духовным центром молокан-переселенцев из Азербайджана в настоящее время стала молоканская община в селе Кочубеевском Ставропольского края.
"Материальный мир отвлек нас от наших традиций", - говорит Михаил Кастрюлин (житель села Кариновки,старейшина) об эмиграции 1990-ых годов. "Но кому нужны традиции, когда там нам видятся молочные реки и кисельные берега? - говорит он о новообретенном уехавшими молоканами доме за рубежом. - Если мы будем вкусно есть, но утратим нашу веру, мы ничто перед Господом нашим и нет у нас духовной жизни".
Что собой представляют молокане в настоящее время? Это обыкновенные русские люди, но только воспитанные в духе почтительного отношения к старшим, в трудолюбии, трезвости, в здоровом образе жизни. Конечно, бывают и отклонения. Некоторые из молокан поступают в жизни неадекватно, нарушают нормы христианской морали, ведут беспутный образ жизни,как и многие их современные сверстники. Но это скорее исключение, чем правило.
Современные молокане - это те же нормальные граждане страны,где они проживают. Журналисты в своих публикациях зачастую стараются представить молокан какими-то особенными людьми, живущими прошлым, сопровождают свои публикации фотографиями бородатых мужчин и женщин в старинных нарядах. Несомненно, это относится к представителям старшего поколения, старающимся сохранять старинные молоканские традиции. В действительности же современные молокане в массе ничем не отличаются от сограждан страны проживания, как в России, так и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.