Возвращение с острова Тачай или как мы ждали цунами

Apr 12, 2012 12:21

Вчера я поехал гидом на экскурсию на одиннадцатый симиланский остров Тачай. Нужно сказать, что это мой самый любимый остров. Красота его меня очаровывает. И утро было отличным. По дороге я слушал подкаст Resident Advisor. Так он мне поднял настроение! Я встретил на пирсе свою знакомую Галю и сказал, что сегодня будет отличный день, я уверен. Потом встретил водителя с которым работали раньше, хороший парень. Всё говорило о том, что это и вправду будет неплохой денёк.
Мы приплыли на Тачай. Сделали с вторым гидом Сэмом всю программу. Всё было ровно и ненапряжно. Мне даже удалось немного пофоткать. Настало время плыть назад. Мы загрузились и отправились к пирсу. Оставалось плыть минут 20 как капитан по радио связи получил информацию о подводном землетрясении в Индонезийской провинции Ачех недалеко от Суматры силой 8.7 по шкале Рихтера. Практически в том же самом месте, где в 2004 году произошло землетрясение, вызвавшее цунами, которое унесло 230 000 жизней. Нужно сказать, что в прошлый раз Таиланд ещё легко отделался - погибло всего лишь 5 с лишним тысяч человек. А отделался он легко потому, что омывается мелководным Андаманским морем. Чем мельче море - тем волна меньше и сила цунами слабее.
Системы оповещения цунами тогда не было и многих оно застало врасплох. Перед цунами происходит резкий отлив, а потом шарахает волна. Кто-то побежал собирать камешки-ракушки с оголившегося дна, кто-то загорал. Кто-то просто жил на береговой линии. В Таиланд тогда цунами пришло утром - первая волна в 9:40, вторая в 10, третья в 10:20. Дойти от эпицентра до Пукета волне потребовалось 1 час 35 минут.
Погибло много туристов, особенно скандинавов. Погиб тогда и внук короля Рамы. После той трагедии в море установили датчики, фиксирующие сейсмические изменения в море. Развесили таблички - куда бежать в случае чего.
Своим туристам я рассказывал это огромное количество раз. Я показывал им выкинутые на берег корабли и мемориалы цунами. Но я никак не думал, что окажусь в ситуации, хоть сколько приближённой к этой.
Подводное землятресение могло вызвать цунами. Вызвало или нет -мы так и не узнали. Все корабли отгоняли от берега в море - чем дальше от берега, тем безопаснее. Я насчитал 60 единиц плавучей техники: от длиннохвостых рыбацких лодок до военных кораблей.
На нашем спидботе было 47 туристов, включая двух детей. Мы говорили на разных языках. Но язык страха один - мы все ждали цунами. Когда оно прийдёт, прийдёт ли вообще и что будет дальше никто не знал. Всем раздали спасательные жилеты. Я сказал, что паниковать нельзя - это враг номер один в чрезвычайных ситуациях. И сам старался не показывать страх. А я и не знаю был ли он. Это было какое-то странное чувство.
Шёл уже второй час ожидания и солнце уходило за горизонт. Надвигавшаяся гроза усугубляла ситуацию.
Мобильная связь давала постоянные сбои. Она не выдерживала таких нагрузок. Нам с трудом удавалось дозвониться до суши. Информации было мало и порой она противоречила друг другу. Но уже тогда мы узнали, что землетрясение ощущалось и на Пукете и в тот момент шла эвакуация людей от берега. Люди забирались на безопасные холмы и ждали.
А мы всё покачивались на волнах. Вернуться в тот момент всё равно было бессмысленно - на пирсе нас никто не ждал. Военные перегородили дорогу и никого не подпускали к пирсу. Окажись мы во время цунами на пирсе - многие бы не выжили. Мы бы стали лёгкой добычей этого стихийного бедствия.
Кого то уже тошнило. Кто-то просто выглядел бледно. Мы раздавали напитки, конфеты, фрукты. Пытались шутить про отличный закат и прекрасный денёк. Но смех этот был с запахом страха. Все пристально вглядывались в морскую даль, ожидая смерть из-за горизонта.
Около 19:10 уже в темноте мы получили информацию, что угрозы цунами больше нет и мы можем возвращаться. У нас камень с души упал. Все оживились и ждали долгожданной высадки на берег. Туристы благодарили меня, что я не поднимал паники и не бегал по лодке. Я благодарил их за то же самое. Это была хорошая проверка для нас всех.
На берегу при посадке в автобусы начался небольшой хаос - люди спешили поделиться друг с другом впечатлениями и стоял такой галдёж, что персоналу трудно было их перекричать.
Я сел в автобус и пытался понять, что же произошло и что могло произойти. Об этом ещё я буду думать много раз.
В этот вечер мы собирались пойти на Титаник в 3д, но морских приключений на этот день было и так через край.
А всё таки денёк был неплохой =)

А это вчерашний Тачай.

Еще фотографий с Тачая можно посмотреть здесь

работа, thailand, phuket, цунами, путешествия, смерть, Пукет, Таиланд, foto, indonesia, природа