Советы скрывают ранний рекорд высоты установленный ракетой

Jul 28, 2017 22:43




26 января 1958

Пока один из советских специалистов не напишет свои воспоминания, мы не узнаем точную дату, место запуска и достигнутую высоту. Но известно, что между 1935 и 1937 годом Советы запустили жидкотопливную исследовательскую ракету на высоту около 12 миль. Эта ракета значит, что СССР обладал рекордом высоты для ракет, пока первая германская «Фау-2» не отобрала его 3 октября 1942.

Но загадка не в том, что Советы сделали это, а в том, почему они сохранили это в секрете. В другом случае Советы обычно довольно рады бахвалиться своими «достижениями», вплоть до приписывания себе чужих. Кто-то в верхушке иерархии коммунистической партии решил, что сообщение об этом достижении окажется слишком явным намеком странам Запада, особенно Германии, которой Кремль очень сильно опасался в то время.

История этого ракетного запуска однако может быть восстановлена в общих чертах. Во время Русской революции в 1917 году Советы были мало заинтересованы в ракетах, как и кто-либо, даже вопреки имеющейся у них традиции.

Первая научная статья об использовании ракет за пределами атмосферы была написана русским учителем Константином Эдуардовичем Циолковским в 1899 году. Она лежала в редакции ежемесячника «Научное обозрение» несколько лет - очевидно, редактор не мог собраться с мыслями. Наконец, он опубликовал ее в 1903 году. Сам Циолковский продолжил писать статьи, появлявшиеся с нерегулярными интервалами с 1911 по 1914 год. В 1915 году научные работы Циолковского получили известность благодаря русскому журналисту Якову И. Перельману. Но никакой экспериментальной работы не проводилось.

В 1924 году старая статья была переиздана, с несколькими изменениями и предисловием - на немецком языке, как ни покажется странным, - чтобы показать приоритет Циолковского над германским профессором Германом Обертом. Американский профессор Роберт Х. Годдард не упомянут - очевидно, Советам в то время не было о нем ничего известно.

В то время в СССР имелась очень большая и чрезвычайно активная организация, названная «ОСОАВИАХИМ». Само название было составлено из первых букв (или слогов) слов русского языка, значащих Общество авиационного и химического вооружения. Целью ОСОАВИАХИМа, который позже исчез, было увлечение советских людей полетами. Члены общества издавали брошюры, ездили с лекциями, публиковали в «Правде» или «Известиях» истории о том, как товарищ Ольга Сергеевна Красивая в одиночку совершила беспосадочный перелет из Астрахани в Москву, и тому подобное. Но еще они создавали исследовательские группы.

В ОСОАВИАХИМе имелась собственная секция реактивного движения, бывшая, в свою очередь, подразделением Стратосферного комитета. В 1925 году эта секция опубликовала двухтомный сборник «Реактивное движение», с особым упором на использовании ракет для исследования стратосферы. Та же самая группа в 1932 году построила первый советский стратосферный баллон, названный «Стратостат СССР». Полет закончился катастрофой 30 сентября 1932 года. Катастрофа произошла при снижении; подъем прошел успешно, хотя и не засчитан официально, поскольку летные записи принимаются только в случае благополучного возвращения оборудования.

Запуск ракеты, который произошел через несколько лет, тоже был результатом работы Секции реактивного движения или, по крайней мере, побочным результатом работы секции.

После этого ракетная работа в СССР похоже была совершенно прекращена, вероятно в результате одного из этих внезапных политических событий, так часто происходящих в Советском Союзе. Военные советские ракеты времен Второй мировой войны частично были американским ленд-лизом, а частично советским эквивалентом - вероятно даже копиями - этих ракет.

Но когда германцы продемонстрировали свои ракеты «Фау-2», запустив их против Англии, Советы, очевидно, немедленно осознали, что совершили ошибку. Они не захватили каких-нибудь важных германских ракетных специалистов - убежденность в обратном во многом вызвана тем фактом, что в русском языке слова «реактивное движение» могут значить как ракетное, так и воздушно-реактивное, а также тем, что Советы «взяли» некоторых важных германских и австрийских специалистов по воздушно-реактивному движению.

Вилли Лей
St. Petersburg Independent
Содержание



Лей Вилли, Годдард Роберт, Циолковский Константин, spacejam, Оберт Герман, ракета

Previous post Next post
Up