![](http://ic.pics.livejournal.com/andreyplumer/75966476/1733650/1733650_original.jpg)
20 декабря 1957
Кембридж, Англия. В наше время большим героем Кембриджского университета является Петр Капица, русский, построивший Спутник и запустивший его в космос.
В общих комнатах, где облаченные в твид преподаватели Кембриджа собираются, чтобы выпить шерри, они не говорят ни о чем, кроме советского спутника и его создателя. И во время разговора в их голос прокрадывается нотка гордости.
Почему? Потому что Капица, этот вундеркинд советской науки, - выпускник Кембриджа. Он провел 14 наиболее плодотворных лет своей жизни в кембриджской лаборатории Кавендиша - годы, урожай которых Советы собирают сейчас.
Более того, он вел свое атомное исследование в Кембридже, пользуясь всем оборудованием, которое Британия могла дать в его распоряжение - оборудование, которое в то время нельзя было купить за рубли.
Не удивительно, что твидовые ученые, как их называют британцы, раздуваются от гордости. Капица, это тот самый случай, когда «местный парень добился успеха».
Да еще и красавец. Повсюду в лаборатории Кавендиша, где впервые был разделен атом, я нашел фотографии Капицы.
«Надеюсь, вы не собираетесь написать про Капицу что-нибудь ужасное», заметил одетый в белое лаборант, ухватив меня в коридоре за пуговицу. Другой физик предупредил меня, рассказав о книге про Капицу, вышедшей недавно в Америке. «Там нет ни слова правды», заверил он меня.
Да, Кембридж занимает оборонительную позицию, когда дело касается советского ученого. Это очень сплоченное сообщество - особенность «старой школы».
Я обнаружил еще кое-что. Я нашел, что в СССР направляется практически постоянный поток британских ученых для возобновления контакта с Капицей. Так, недавно в июле, группа британских физиков была гостями Капицы в Москве.
Однако движение всегда в одну сторону, поскольку Капице никогда не позволили ступить на британскую землю после того, как он поспешно оставил ее в 1934 году. Получив самое лучшее образование и оборудование, что могла предложить Британия, выбрав, так сказать, самое лучшее в британских мозгах, Капица поспешно скрылся за железным занавесом, бросив своих британских коллег.
В Кембридже с радостью приветствуют успех Капицы со Спутником, в отличие от британских правительственных лиц. Недовольные в министерстве обороны, в министерстве иностранных дел и среди лиц, ответственных за атомную энергию.
Сэр Джон Кокрофт, например. Кокрофт, возглавляющий атомные исследования всего Соединенного Королевства, давний друг Капицы, работал с ним в лаборатории Кавендиша. Другой, это министр образования, Джеффри Ллойд. Он был однокурсником Капицы в Тринити-Колледж, в Кембридже.
Что касается лорда Хейлшема, председателя консервативной партии, он уже был замечен «меланхолическим комментарием», что «мы дали Советам спутник».
С сожалением читаешь историю Капицы в 1957 году. Поучительная история в ряду саг
Клауса Фукса,
Понтекорво и Нанн Мэя, ученых, предоставивших свой мозг к услугам коммунистических диктаторов.
Связь Капицы с Кембриджем хорошо известна. Вот, что малоизвестно (и что правительства последовательно пытаются скрыть):
1. Британское правительство субсидировало Капицу большую часть тех 14 лет, которые он провел в Кембридже. Более того, оно финансировало для Капицы специальную лабораторию для атомных исследований, оказавшихся теперь так полезными Советам.
2. После того, как Капица бежал в СССР, Кембриджский университет продал его оборудование советскому правительству, по настоятельному требованию того, за $90’000. Также университет отправил двух лаборантов в Москву, чтобы помочь Капице с установкой оборудования, а сам лорд Кокрофт отправился туда, чтобы протянуть руку помощи.
3. Причина, по которой Советы так жаждали получить из Кембриджа оборудование Капицы, заключалась в нежелании попадания оборудования в британские руки.
4. Кембриджские ученые, по собственному [желанию] согласились забросить исследования в физике низких температур, где работал Капица. Почему? Потому что это не будет «честно» для исследований, полагают ученые.
5. Это соглашение развязало Советам руки, по крайней мере, относительно Британии, в исследовании магнитных явлений при низких температурах - важного раздела современной физики.
Никто не отважится предположить, во что обошлось Британии отставание в исследованиях.
Большая часть работы Капицы в Кембридже имела прямое отношение к индустрии. А один британский ученый, с которым я разговаривал, сказал, что, не последовав за Капицей в его исследованиях, Британия, как минимум, утратила свое раннее лидерство в разработке атомной энергии, как дешевого источника топлива и энергии.
Британским правительственным лицам известно, что хотя Британия и не дала СССР спутник, она дала ему кое-что получше - доктора Петра Капицу, человека, запустившего спутник.
Том А. Каллен
The Tuscaloosa News Содержание![](//clustrmaps.com/map_v2.png?cl=cbe090&w=a&d=qZEmctJX7z_dlLecaNWyHRKELR6rw5-ZPS15q1WnTJM&co=2d78ad&ct=ffffff&t=tt)