«Центавр» почти готов к испытаниям

Nov 05, 2023 16:59




26 февраля 1962

Мыс Канаверал. Люди, которые последуют в космос за астронавтом Джоном Г. Гленном-младшим, полетят на ракетах, которые относятся к ракете «Атлас» также, как «Боинг-707» к самолету «Кертис Дженни» времен Второй мировой войны.

А на расстоянии всего мили вдоль по пляжу от пусковой площадки №14, откуда стартовала ракета астронавта Гленна, первая из этих новых ракет стояла, ожидая испытательного полета примерно через месяц или два.

Название этой новой ракеты - «Центавр» ([…] от греческого получеловек, полулошадь). Разница между «Центавром» и существующим сейчас «Атласом» заключается в том, что ракета полковника Гленна жгла керосин и жидкий кислород в своих двигателях. «Центавр» будет использовать жидкий водород и жидкий кислород в своих верхних ступенях, давая во много раз больше энергии на фунт использованного топлива. Инженеры узнали, что сжигание водорода и кислорода создает наиболее эффективный процесс сгорания, известный человеку. Немногочисленные другие химические сочетания более эффективны, но они создают огромные проблемы при обращении с этими видами топлива.

У Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства так много уверенности в связки водород-кислород, что даже до того, как слетал «Центавр», использующий два двигателя тягой 15’000 фунтов, агентство заключило контракт на строительство двигателей тягой 200’000 и 1’000’000 фунтов.

Концепция «Центавра» была разработана компанией «Дженерал Дайнамикс Астронаутикс» - создателями ракеты «Атлас» - как раз перед тем, как Советский Союз запустил первый Спутник в 1957 году. В то время мало кто в нашей стране думал, что жидкий водород когда-либо будет использоваться в качестве топлива.

Хотя бы потому, что этот материал кипит при температуре 423 градуса Фаренгейта ниже нуля; или потому, что он чрезвычайно взрывоопасен. Проблема создания насоса, способного работать при такой низкой температуре, огромна.

Задействованным в ракетном деле было неизвестно, что компания «Пратт энд Уитни», создатель авиационных двигателей, разработала метод перекачки водорода и получила контракт на строительство двигателя.

В ракетных инженеров вселился оптимизм и «Дженерал Дайнамикс Астронаутикс» начала разрабатывать корпус «Центавра», для запуска наверху их межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» в качестве второй ступени.

Для «Центавра» запланировано много вариантов использования. Например, ученые надеялись этим летом наверху ракеты отправить 1’150-фунтовый зонд к Венере. Другие говорили об использовании ракеты для вывода коммуникационного спутника на орбиту высотой 22’400 миль, где «из-за того, что она облетает Землю в точности за такое же время, за какое заданная точка Земли делает один оборот вокруг земной оси, спутник будет выглядеть неподвижным».

Но двигатели «Центавра» (обозначенные как «RL-10») столкнулись с проблемами. Компания «Пратт энд Уитни» обнаружила больше проблем, чем ожидалось. Программа отстала от графика почти на год. В результате, «Центавр» пропустит сезон венерианского зонда (который наступает только раз в 18 месяцев) и весь вопрос о миссиях для этой ракеты в настоящее время пересматривается НАСА.

Тем не менее, испытательный полет «Центавра» даст инженерам опыт работы с более крупными двигателями и большими связками «RL-10», запланированными для использования на верхних ступенях ракет «Сатурн», которые доставят к Луне преемников полковника Гленна.

Связка «Атлас-Центавр» поднимет четыре с половиной тонны груза на орбиту высотой 100 миль над Землей. «Атлас-Аджена-Б», самая мощная сейчас ракета, поднимает только две с половиной тонны. «Центавр» отправит одну тонну груза к Луне - сравните с половиной тонны, на которую способна «Аджена-Б».

На сегодняшний день, НАСА заказало 10 ракет «Центавр» для исследовательско-конструкторской программы, которая протянется до 1964 года. Многие из этих ракет понесут орбитальные грузы.

В настоящее время, первый «Центавр», высотой 110 футов, покоится в башне обслуживания площадки №36. Рабочие готовятся к суборбитальному полету, который определит, как жидкий водород ведет себя в невесомости.

Они установили телевизионные баки внутри баков с водородом, чтобы увидеть, остается ли он жидким в невесомости, разбивается ли в маленькие летающие капли, или липнет к стенам баков.

Они также хотят предотвратить испарение жидкости разворачивая ракету задом к солнцу, чтобы избежать нагрева бака.

В ближайшем будущем инженеры будут использовать керосиново-кислородные двигатели для старта гигантских ракет с Земли. Водородно-кислородные не годятся для первых ступеней из-за низкой плотности водорода, легчайшего из элементов.

Жидкий водород весит всего четыре фунта на кубический фут - сравните с 70 фунтами на кубический фут кислорода. Таким образом, потребуются огромные баки, чтобы нести водорода достаточно для подъема чудовищного веса гигантских космических ракет.

Стюарт Г. Лури

The Windsor Star
Содержание




Центавр, Гленн Джон, Спутник-1, Венера, spacejam, Луна, Атлас-Аджена-Б, Аджена-Б, Сатурн (ракета), Атлас-Центавр, космонавтика, Атлас

Previous post Next post
Up