Гленн - это только первое звено в космических планах

Oct 27, 2023 17:31




25 февраля 1962

Мыс Канаверал, штат Флорида. Теперь, больше чем когда-либо ранее, человек заинтригован обширными загадочными просторами вселенной.

Совершенный во вторник подполковником морской пехоты Джоном Г. Гленном-младшим орбитальный полет длительностью 4 часа 56 минут, дал Соединенным Штатам гигантский рывок к покорению космоса, а Луна и другие планеты казались немного ближе, уже не были недостижимыми.

Три витка орбиты со скоростью 17’530 миль в час придали огромный душевный подъем соотечественникам Гленна. Среди наиболее ликующих был президент Кеннеди, который лично принес благодарности страны. Люди по всему миру приветствовали это фантастическое свершение.

Перед полетом, пока множились задержки, многие считали, что Соединенные Штаты никогда не догонят Советский Союз в пилотируемом исследовании космоса.

Два советских космонавта облетели Землю в 1961 году, а в конце года советские ученые намекнули, что они вскоре смогут запустить двухместный космический корабль. Лучшее, чем могли похвастать американцы, была пара 15-минутных суборбитальных ракетных путешествий в прошлом году.

Затем пришел черед Гленна и даже Советы выглядели впечатленными.

Советский премьер быстро отправил поздравления и предложил президенту Кеннеди, чтобы оба правительства объединили ресурсы для изучения космического пространства.

Кеннеди также стремительно ответил, говоря советскому лидеру, что он дал инструкции своим чиновникам «подготовить новые и конкретные предложения для немедленных проектов совместных действий».

Многие правительственные чиновники сказали, что шансы на подобное сотрудничество не велики. Сам Кеннеди указал на обескураживающий фактор - невозможность на протяжении многих лет достижения согласия о таких настоятельных земных проблемах, как разоружение.

Осведомленные лица в администрации сказали, что Соединенные Штаты могут предложить, чтобы две страны вместе работали над разработкой спутников для связи и прогнозов погоды.

Обе страны могут выиграть от подобной договоренности. Соединенные Штаты уже продемонстрировали возможность этих космических систем посредством коммуникационного баллона «Эхо» и четырех фотографических метеоспутников «Тирос». Огромная советская ракетная мощь может позволить ученым отправлять на орбиту более крупные и более надежные грузы.

От таких предварительных шагов Соединенные Штаты и Советский Союз могут однажды перейти к отправке людей к Луне или к далекой планете.

Вне зависимости от того, что решат обе страны, Соединенные Штаты смело движутся вперед по систематической программе изучения и картографирования до самых окраин солнечной системы.

До Гленна ученые США были вооружены горой знаний, переданных почти 70-ю спутниками, отправленных в космос после Спутника, начавшего космическую эру в октябре 1957 года. Полет Гленна дал им возросшие знания и уверенность.

Обширная программа Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства действует в трех областях: пилотируемое изучение космоса, космический аппарат фундаментальной науки для изучения радиации, солнца, Луны и звезд, а также прикладной космический аппарат, вроде «Тироса», который напрямую улучшает жизнь человека на Земле.

У Советского Союза нет настолько разносторонней программы. 13 спутников Земли, которые он запустил, были нацелены исключительно на пилотируемое изучение космоса. Единственным крупным советским научным шагом стал запуск несущего камеру Лунника-3 вокруг Луны, чтобы сделать первый снимок обратной стороны.

Вооруженные службы США разрабатывают космические машины - как беспилотные, так и автоматические, - для обороны Соединенных Штатов в случае войны.

Сюда входят пилотируемые орбитальные бомбардировщики, спутники с ядерными бомбами, космические аппараты для инспекции неприятельских спутников, разведывательные спутники, а также - на чертежных досках будущего - военные базы на Луне. Тем временем, продолжается разработка более стремительных, более мобильных и более мощных ядерных ракет.

Программа пилотируемых космических полетов НАСА должна ускориться по пятам успеха Гленна. Как только пусковая площадка №14 - площадка Гленна - будет очищена, возможно через неделю, ракета-носитель «Атлас» №107-Д будет установлена, а астронавт Дональд К. Слейтон начнет готовится проследовать по пути Гленна, возможно в апреле.

Слейтон тоже совершит полет на три витка орбиты, как и один или два других астронавта «Меркурий» в этом году, согласно существующих сейчас планов. Затем, в конце этого года, или в начале 1963 года космический пилот попытается пролететь в улучшенной капсуле «Меркурий» 18 раз вокруг Земли примерно на 26 часов - впервые уравнявшись с совершенной в прошлом августе миссией советского космонавта Германа Титова на 17 витков орбиты.

Через свои три витка орбиты Гленн прошел в превосходном состоянии. У него не возникло никаких болезненных последствий ни от невесомости, ни от других космических перегрузок. Но медицинские эксперты, осматривавшие его на острове Гранд-Терк после полета, сказали, что в этом нет гарантии того, что более длительные полеты не навредят пилоту - физически, или умственно. Они отмечают отчет Титова о «морской болезни» в его значительно более длительном 25-часовом путешествии.

Будущие пилотируемые полеты США будут держать людей на орбите в периоды длительностью до нескольких недель - время, которое потребуется для перелета между точками в солнечной системе.

[…]

К тому времени, как США достигнут полета на 18 витков орбиты, Советы могут осуществить какое-нибудь другое космическое достижение - такое, как два человека, летящих в космическом корабле на протяжении недели или двух.

Советское лидерство может быть отслежено к дням после Второй мировой войны, когда советские ученые - следуя по стопам германских ракетчиков - осознали потенциал использования ракет для отправки атомных бомб на большие расстояния. В то время, атомные бомбы были огромными неуклюжими грузами и Советский Союз с самого начала строил ракету, достаточно большую, чтобы поднимать их.

Настал 1953 год, прежде чем Соединенные Штаты осознали угрозу советских ракет и была начата экстренная программа по разработке ракеты «Атлас» межконтинентальной дальности. К тому времени испытания уменьшили размер ядерной боеголовки и Соединенным Штатам не требовалась ракета такого же размера, как советские чудовища.

Таким образом, когда началась космическая эра, Советский Союз обладал ракетной мощью для свершения более впечатляющих достижений. Он все еще использует по сути все тот-же носитель, разработанный в конце 1940-х.

Но у Соединенных Штатов есть твердая надежда на преодоление советского лидерства с ракетной тягой. В прошлом октябре, первая ракета «Сатурн» успешно стартовала с мыса Канаверал в первый полет. Она развила тягу более 1.5 миллионов фунтов - на 50 процентов больше, чем по оценкам у советской ракеты.

Но «Сатурн» все еще на испытательной стадии и не будет готов к полезным миссиям по крайней мере два года. Вторая испытательная ракета в настоящее время перевозится баржей на мыс Канаверал для запуска в апреле.

Для заполнения перехода от «Атласа» к «Сатурну», Соединенные Штаты разрабатывают ракеты «Титан-2» и «Центавр».

«Титан-2» запустит космический аппарат «Джемини» - двухместный космический аппарат, предназначенный оставаться на орбите до двух недель. «Джемини» также будет использован для проверки технологии соединения в космосе двух орбитальных аппаратов, начиная с конца 1963 года. Этот метод сближения в настоящее время считается лучшим шансом Америки на опережение Советского Союза с пилотируемой посадкой на Луне - хочется надеяться, к 1967 году.

Существующий сейчас план для пилотируемой посадки на Луну таков: улучшенный «Сатурн», развивая 7.5 миллионов фунтов тяги, отправит на орбиту крупную ракету. Другой «Сатурн» выведет трехместный космический корабль «Аполлон» на схожий путь, а затем подцепит его к находящейся на орбите ракете, которая обеспечит «Аполлон» тягой для отправки к Луне.

«Аполлон» понесет свой собственный ракетный блок для обратного пути. Из-за того, что на Луне практически нет атмосферы, необходимая тяга и близко не будет такой большой, какая требуется для запуска с Земли.

Предварительные пуски «Аполлона», должные начаться в 1964 году, отправят трехместный аппарат на долгосрочные орбиты вокруг Земли, а более поздние запустят его вокруг Луны. Как надеются, ракета «Нова» с 22 миллионами фунтов тяги, позднее позволит прямые перелеты с Земли к Луне.

Но прежде, чем это станет возможным, лабораториям придется разработать целое новое семейство материалов для защиты космического аппарата. Должны быть найдены способы благополучно возвращать аппараты на Землю и многое предстоит узнать о среде, в которой придется действовать человеку.

Научная программа НАСА даст эти ответы.

Для подготовки к посадкам на Луне целая серия автоматических комплексов - некоторые способны проползти 50 миль, или более - упадут на лунную поверхность и пришлют данные о наилучших местах приземления, о том, что человек должен носить, есть и т.п.

«Рейнджер» - это начальная программа для изучения секретов Луны. Первая попытка посадить небольшой комплект приборов на Луне промахнулась в январе на 22’862 мили из-за избыточной скорости ракеты-носителя. Но другой «Рейнджер» также готовится для запуска в апреле.

В ближайшие несколько лет за «Рейнджером» последуют следующие программы: «Сервейер» высадит на Луне крупные комплексы приборов и телевизионные камеры; «Проспектор» приземлит мобильные аппараты, выкопает образцы лунного материала и вернет их на Землю; «Маринер» пролетит возле Венеры и Марса, делая фотографии и собирая данные, а «Вояджер» приземлит приборы на эти две планеты и позже полетит в окрестности Меркурия и Юпитера.

Научная спутниковая программа Соединенных Штатов, начиная с «Эксплорера-1», была последовательным процессом выискивания подробностей структуры космоса. Помогая ученым, физикам, геологам и астрономам исследовать мир за пределами нашего мира, приборы изучают ионосферу, радиацию, космические и гамма лучи, структуру атмосферы.

Типичным примером является ОСО, орбитальная солнечная обсерватория, ждущая на пусковой площадке мыса Канаверал сигнала помчаться на орбиту на следующей неделе. Предназначенная для изучения солнца и того, как оно влияет на Землю, ОСО - первый в серии подобных спутников.

От них мы сможем получить ответы вопросы о том, как солнце влияет на нашу погоду, как оно меняет состав радиационных полей Ван Аллена, а также может ли солнечная радиация навредить будущим космическим путешественникам.

В области прикладных спутников, 1962 год вполне может стать известен как год коммуникационных спутников. Будет запущено пять типов - каждый с собственным подходом к проблеме. Это: «Адвент», военный аппарат; «Эхо-2», более крупная, более жесткая модель 100-футового баллона, запущенного два года назад; «Релэй», активный повторитель; «Синком», схожий с «Релэем», но размещенный на высоте 22’300 миль на стационарной орбите; а также «Телстар», совместное предприятие НАСА и компании «Американ Телефон & Телеграф» в области коммерческой связи. Отсюда возникнут сети всемирного радио, телевидения и телефонии.

Первая действующая система прикладных спутников - навигационная система «Транзит» - должна начать кружить вокруг планеты в конце этого года.

У СССР нет ничего сопоставимого с этим, что является одной из причин, почему премьер Хрущев так жаждал порекомендовать совместную космическую программу, как только Соединенные Штаты отправили человека на орбиту.

The Victoria Advocate
Содержание




Гленн Джон, Венера, Нова, космическая гонка, Эхо, Меркурий (проект), Вояджер, Кеннеди Джон, Меркурий (планета), оружие, Атлас, Тирос, Транзит, Центавр, Телстар, Аполлон, spacejam, орбитальная солнечная обсерватория, Марс, Лунник-3, Адвент, Эхо-2, Сервейер, Синком (проект), Джемини, Рейнджер, Сатурн (ракета), Хрущев Никита, Маринер, Титов Герман, Эксплорер, Юпитер (планета), Ван Аллен Джеймс, Спутник-1, Титан-2, Луна, Релэй, Слейтон Дональд, космонавтика, Проспектор

Previous post Next post
Up