20 февраля 1962
Мыс Канаверал, штат Флорида. Астронавт Джон Г. Гленн-младший сегодня в 9:47 утра по стандартному восточному времени отправился на орбиту в своем космическом корабле «Френдшип-7» и ученые запланировали его вернуть после того, как он трижды облетит Землю за четыре часа, 50 минут.
Когда Гленн взмыл на встречу со звездами, он по радио сообщил в центр управления «Меркурия» на мысе Канаверал: «чувствую себя отлично, вид потрясающий».
Он сказал, что мог видеть ракету-носитель «Атлас», сброшенную позади него, а также, что у него ясный вид на значительную часть Земли, протянувшуюся до мыса Канаверал, с его возвышенной точки на высоте порядка 100 миль в космосе.
«Это прекрасный вид», воскликнул Гленн.
Эти сообщения поступили из расположенного здесь центра управления, где официальные лица наблюдали за историческим полетом первого американца, отправленного на орбиту.
Космическая капсула Гленна была запущена могучей ракетой «Атлас».
Эта массивная ракета, развивая 360’000 фунтов тяги, идеально отработала и с высочайшей точностью разогнала космический аппарат до скорости и высоты, необходимых для этой миссии.
По словам официальных лиц, капсула находится на орбите, варьирующейся от 160 миль в самой высокой точке, вплоть до 100 миль, в самой нижней, а скорость составляла 17’545 миль в час. Оцениваемое время каждого витка вокруг планеты было 89 минут.
Когда ракета поднялась вверх, Гленн, действуя как настоящий пилот-испытатель, сообщил о состоянии его приборов управления и о самом себе. Он сказал, что на пике разгона на него действовали восьмикратные силы гравитации.
Доложив о сбросе ракеты-носителя, он передал, что его космический аппарат благополучно развернулся на 180 градусов, согласно плана, чтобы лететь задом наперед, с тепловым щитом аппарата, направленным вперед.
Почти немедленно станция слежения «Меркурия» на Бермудах приняла сигналы от стремительно мчащегося аппарата, и сообщила, что ясно слышит голос Гленна.
В этот момент Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства подтвердило выход на орбиту.
Планируется вернуть Гленна для приземления в 800 милях к юго-востоку от мыса Канаверал примерно в 2:37 дня.
Запуск последовал после нескольких разочаровывающих отсрочек, начавшихся с 20 декабря. Несколько технических задержек сегодня сдвинули планировавшийся на 7:30 утра запуск более чем на два часа и почти вынудили сократить полет до двух витков орбиты.
По словам официальных лиц, если бы запуск произошел значительно позже 9:30 утра, то они могли бы сократить количество витков.
Силы перегрузки, схватившие Гленна при взлете и заставившие его подтянутое тело стать в восемь раз тяжелее нормальных 165 фунтов, внезапно исчезли, когда капсула вышла на орбиту.
Перегрузка пропала и Гленн стал невесомым. [Это] чувство парения, возникающее при достижении хрупкого баланса между направленной наружу центробежной силой и направленного вниз притяжения гравитации Земли.
Гленн должен находиться в этом таинственном невесомом состоянии почти до конца своего полета, пока «Френдшип-7» не войдет в атмосферу по пути назад, на Землю. Главной целью сегодняшнего полета было определение способностей и ограничений человека в этом невесомом состоянии.
Это состояние, с которым будущие космические путешественники научатся справляться днями и неделями за раз.
Однако, отправка Гленна на орбиту не обязательно делает эту миссию успехом.
Впереди еще предстоит критический период входа в атмосферу в конце трех витков орбиты. Три тормозные ракеты в основании капсулы должны быть запущены по сигналу автоматических часов на борту аппарата, когда он достигнет [западного побережья] (здесь и далее текст утрачен - П.) Соединенных Штатов в конце третьего витка.
Если все три отработают должным образом, то скорость окажется сниженной достаточной, чтобы свести капсулу с орбиты и позволить постепенное снижение для посадки возле острова Гранд-Терк в районе Багам.
Из-за того, что «Френдшип-7» пролетает пять миль в секунду, он промахнется мимо запланированной точки приземления на пять миль, с каждой секундой ошибки [часов]. [Или], если запущена одна или две ракеты, то он промахнется на сотни миль и спасение окажется более сложным.
После запуска тормозных ракет Гленну придется [следить] за сложными системами управления парашютом и приземления, а также [ждать] поисковых сил для спасения.
Или, как в случае с орбитальным полетом шимпанзе Эноса в прошлом ноябре, в капсуле возникнет [проблема] и полет будет [прерван].
[…]
Говард Бенедикт
The Tuscaloosa News Содержание