![](https://ic.pics.livejournal.com/andreyplumer/75966476/3725657/3725657_original.jpg)
19 февраля 1962
Северная часть Огайо станет одним из трех основных мест в США по разработке аппаратов для пилотируемого полета к Луне.
Ученые и инженеры ядерного реактора и экспериментальной станции Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства в Плам-Брук, возле Сэндаски, и исследовательский центр Льюиса в Кливленде, будут ответственны за экспериментальную работу и испытание посадочного лунного модуля проекта «Аполлон».
Эта часть подготовки к пилотируемого лунному полету будет стоить порядка $500 миллионов из $20 миллиардов, объявил вчера на пресс-конференции в Кливленде доктор Эйб Сильверштейн, директор по исследованиям центра Льюса.
Эти два центра в северной части Огайо разделят исследовательско-конструкторскую работу с центром НАСА в Хантсвилле, штат Алабама, а также центром космических аппаратов, строящимся сейчас в Хьюстоне за $60 миллионов. Планы предусматривают запуск лунного аппарата «в течение следующего десятилетия». Он будет отправлен в космос с недавно приобретенного для запусков «Новы» 80’000-акрового участка на мысе Канаверал, штат Флорида.
Хотя общая разработка космического аппарата будет сконцентрирована в Хьюстоне, лаборатории НАСА в Кливленде и Плам-Брук принесут вклад «в системы реактивного движения всей миссии “Аполлона”», сказал доктор Сильверштейн. Работа в Плам-Брук будет сфокусирована в основном на испытании топлива и структурных материалов в условиях, которые должны встретиться в космических условиях, - таких, как невесомость, экстремальная жара и холод, а также радиация от космических лучей, солнца и других источников.
По словам Сильверштейна, персонал Льюса в настоящее время состоит из 3’000 человек, включая 1’100 ученых и инженеров.
«Команда в Льюисе», сказал он, «уникально вооружена техническим талантом и оборудованием для разработки будущих систем реактивного движения».
Благополучное завершение проекта «Аполлон», по его словам, «потребует всех наших технологических возможностей, как страны, и станет величайшим научно-инженерным достижением в истории человечества».
Рассматриваются две идеи для совершения пилотируемого исследования Луны. Согласно одной требуется прямой перелет к Луне со второй космической скоростью в 25’000 миль в час. Другая требует запуска одного беспилотного аппарата на орбиту вокруг Земли со скоростью 18’000 миль в час. Вторая ступень - с астронавтами - присоединится к первой спустя 24 часа.
Объединенной тяги этих двух аппаратов будет достаточно, чтобы отправить экипаж в 240’000-мильное путешествие на 2 ½ дня.
Летательный аппарат прямого перелета будет запущен гигантской ракетой «Нова», состоящей из восьми двигателей «Сатурн F-1». Эти «Сатурны» будут иметь тягу примерно в 12 миллионов фунтов, диаметр в 50 футов и высоту 30-этажного здания.
Каждый аппарат «встречи у Земли» будет запущен двумя улучшенными ракетами «Сатурн», с тягой 7 ½ миллионов фунтов, каждый.
Доктор Сильверштейн сказал, что траектория космического аппарата «конечно должна в точности совпасть с вращением Луны вокруг Земли так, что аппарат войдет в гравитационное поле Луны и, при должном использовании тормозной тяги, выйдет на орбиту вокруг Луны».
«Фаза посадки», сказал он, «вероятно будет наиболее сложной во всей миссии… когда аппарат приблизится к Луне, он должен быть замедлен тормозной тягой, чтобы выйти на первоначальную орбиту на большой высоте. Новое применение тормозной тяги отправит аппарат на эллипс перехода к меньшей высоте. В этот момент начнется маневр спуска к лунной поверхности с помощью тормозной тяги. Двигатели вероятно будут работать на протяжении этой фазы до совершения самого приземления».
Оборудование для успешной посадки будет включать командный модуль с герметичной кабиной для размещения экипажа, сервисный модуль, содержащий системы реактивного движения для взлета с Луны, а также посадочный модуль.
Лунный посадочный модуль, который является главной целью разработки центра Льюиса, будет содержать систему реактивного движения для этого сложного снижения, а также маневров зависания и приземления. Для взлета с Луны потребуется тяга в 15’000 фунтов.
Согласно Сильверштейну, исследовательский центр Льюса в настоящее время «тесно вовлечен в такие связанные исследования, как изучение влияния нулевой гравитации на топливо, защита топливных баков от метеороидной опасности, материалы для крионических температур (экстремально холодных), сопел и вспомогательной системы энергообеспечения».
Он сказал, что посадочная последовательность операций «указывает на сложности и запутанности требований к реактивной системе посадочного лунного модуля».
«Эти двигатели, которые будут использовать жидкие крионические виды топлива (водород и кислород), многочисленны и должны быть надежны».
Из-за того, что «эта работа весьма существенна», она «несомненно использует нашу технологию до предела».
Чтобы соблюсти все требования, персонал Льюиса, сказал он, пришлось полностью реорганизовать. В прошлом ноябре центр начал программу найма.
«В настоящее время», сказал он, «несколько сотен позиций существует в Кливленде и в Сэндаски для выпускников колледжа обоего пола практически во всех разделах физики».
В этих двух центрах фундаментальные исследования и разработка идут рука об руку.
Доктор Сильверштейн, известный за свою работу в центре Льюса в области реактивной аэродинамики, а также разработку и строительство первых в стране сверхзвуковых реактивных аэродинамических труб, бывший в 1958 году директором департамента НАСА по программам космических полетов в Вашингтоне, был в прошлом году назначен на свою нынешнюю должность.
Рэй Бренер
Toledo Blade Содержание