21 июля 1961
Мыс Канаверал, штат Флорида. Сегодня Соединенные Штаты отправили в космос своего второго астронавта.
Ракета «Редстоун» запустила Вирджила А. Гриссома и его «Либерти Белл-7», космический аппарат проекта «Меркурий», в 8:23 утра по восточному летнему времени.
35-летний капитан ВВС проследовал по пути, 5 мая открытому в космос коммандером ВМС Аланом Б. Шепардом-младшим в его капсуле «Фридом-7».
Плохая погода дважды вынудила отложить запуск.
Сегодня зеленый свет был получен из блокгауза на мысе Канаверал, где шли последние приготовления к полету.
Лерой Гордон Купер-младший поднялся в «Ф-106» со взлетной полосы мыса примерно за 11 минут до запланированного запуска. Задачей Купера было наблюдение за метеорологическими условиями в пусковом районе, а также попытаться пронаблюдать за самим запуском.
Сборщик фруктов, похожая на кран машина, установленная возле ракеты, чтобы обеспечить астронавту быстрое спасение на случай возникновения проблемы до запуска, был убран от возвышающейся космической машины примерно за две минуты перед запуском.
Когда обратному отсчету остались секунды, ослепительный солнечный свет осветил пусковой район мыса, который был окружен плохой погодой большую часть этой расстраивающей недели.
Стройная 83-футовая ракета стартовала с пусковой площадки в 8:23 утра по дневному восточному времени, стремительно и безукоризненно поднимаясь в проясняющееся небо.
Ракета по дуге элегантно склонялась на юго-восток.
Гриссом немедленно доложил примерно через минуту после запуска, что перегрузки достигли полуторакратного значения его веса.
Ученые сообщили, что все системы работают хорошо.
Перегрузки Гриссома продолжили неуклонно нарастать. Он сообщил, что топливная система в порядке, давление в кабине отличное и все хорошо с запасами кислорода.
Спустя секунды капсула отделилась от ракеты-носителя, отправив Гриссома в состоянии невесомости. Он сообщил, что солнце ослепительно.
Капсула начала наклоняться в необходимое положение, чтобы отважный маленький астронавт смог наблюдать мир из черноты космоса.
Ученые сразу же доложили, что все системы по-прежнему функционируют отлично и точка приземления Гриссома должна быть в точности там, где запланирована.
Сам Гриссом на краткое время взял на себя управление капсулой, покачивая ее вперед и назад.
Примерно на середине пути через невесомость, ученые сказали, что космонавт «немного отстает» от рабочего графика внутри капсулы.
В середине периода невесомости капсула начала наклоняться в положение, необходимое для огненного возвращения в атмосферу.
Гриссом запустил свои три тормозные ракеты - маневр ненужный в этом полете, но необходимый в орбитальных миссиях.
Он вел живую беседу с учеными, находящимися на расстоянии многих миль в центре управления проекта «Меркурий» на мысе.
Примерно через шесть минут полета ученые сказали, что «в настоящий момент у нас отсутствует какая-либо хорошая голосовая связь».
Спустя секунды Гриссом вернулся в эфир, передавая свою информацию настолько профессионально, что ученые назвали его «хладнокровным, спокойным и сосредоточенным».
Гриссом доложил, что «ограничен» в своей способности различать характерные особенности суши. Шепард во время своего полета мог наблюдать географические особенности вплоть до мыса Хаттерас, штат Северная Каролина.
«Чувствую себя очень хорошо», сказал Гриссом.
«Окей, все выглядит очень хорошо», сказал он, когда полет ушел далеко за середину пути.
Затем капсула нырнула назад в атмосферу Земли, вызвав более чем десятикратные перегрузки.
На высоте 50’000 футов он доложил: «Чувствую себя очень хорошо».
Спустя секунды после этого ученые снова испытали потерю связи с Гриссомом.
«Но наши приборы по-прежнему показывают, что все А-ОК», сказал один из них.
«Проблемы с радиосвязью необычны на этом этапе».
Когда капсула достигла высоты 40’000 футов, наверху капсулы раскрылся тормозной парашют и замедлил ее спуск.
На 20'000 футов раскрылся главный парашют и еще больше замедлил скорость снижения.
Последние несколько минут миссии Гриссома были ожиданием, когда капсула завершит сравнительно медленный спуск в Атлантический океан.
Ученые на кораблях слежения сказали, что у них тоже была «очень надежная связь с Гриссомом» на этом финальном этапе.
Гриссом сообщил, что его парашютный спуск «нормальный». Он также сказал, что все системы на борту этого сложного космического аппарата работают отлично. Приблизившись к высоте 2’000 футов, он начал работать с контрольным списком отключения на его приборной панели.
Вертолеты покинули авианосец ВМС США «Рэндольф», чтобы поднять из воды колоколообразную капсулу.
Через несколько секунд «Рэндольф» сообщил, что заметил капсулу, свисающую с парашюта.
Гриссом доложил, что приземлился, а представители космического агентства сказали, что все по-видимому в хорошем состоянии.
Почти немедленно один из вертолетов передал по радио, что готов принять Гриссома на борт.
Полет занял примерно 15 минут.
Через пять минут после приземления вертолет закрепился к верху капсулы и поднял ее из воды по пути к палубе «Рэндольфа».
Гриссом уведомил спасательные силы, что сам он не покинет капсулу, пока не завершит финальные проверки в кабине.
Он попросил спасательную команду «подождать еще две минуты», чтобы дать ему завершить работу со списком перед выходом из капсулы.
«Звучит, очень по-Гасовски», сказал Джон (Шорти) Пауэрс, отвечающий в космическом агентстве за связь астронавтов с общественностью.
Большая башня обслуживания вокруг ракеты была отведена назад в 6:50 утра и оставила Гриссома одного в его космическом корабле.
Обратный отсчет дошел до «Т минус 15 минут». Затем произошла 42-минутная остановка из-за погоды. Но в этот раз погода благоприятствовала и в 8:20 полет начался.
Вот как он происходил, со слов полковника Пауэрса, когда тот через громкоговорители информировал ложу прессы на мысе.
«10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-0. Зажигание! Подъем! (Рев ракеты заглушает вещание)».
«Топливо - да. 1 ½ “джи”. Траектория и запись - да. Давление в кабине держит 5. Топливо - да. Кислород - да».
«Все системы - да. Гас Гриссом звучит сегодня как очень уверенный летчик-испытатель. Отчет из центра управления “Меркурий” говорит “да” по всем параметрам».
«Давление в кабине держится. Кислород - да. Ожидание отсечения двигателя».
«Сброс башни. Подтверждается пилотом в центре управления».
«Отделение капсулы. Гас Гриссом доложил о невесомости. Ох, это солнце действительно ярко. Небо очень, очень черное. Капсула достигает орбитальной высоты».
«Он ни разу не видел ракеты-носителя. Должно быть потерял ее. У него ручное управление».
«Наши данные в центре управления показывают, что точка приземления находится в точности там, где предсказано. Гас Гриссом сообщает, что все …работает идеально в капсуле. (многоточие в тексте - П.). Гриссом работает с ручным управлением капсулой».
«Он немного ограничен в способности выделить какие-либо особенности рельефа».
«В этот момент он должен вести подготовку ко входу в атмосферу. Гас говорит “окей”, все выглядит хорошо. Он достиг скорости вращения, как у пули, вылетающей из ствола».
«Он сообщает о 10… сообщает о перегрузках более 10 “джи”. По-прежнему слышим его здесь громко и ясно. Сейчас он на высоте 65’000 футов, снижается».
«60’000 футов и Гас говорит “чувствую себя хорошо”. 45’000 футов, слышим его громко и ясно. Он звучит прекрасно. Летный хирург сообщил, что Гас Гриссом преодолел перегрузки входа в атмосферу и все А-ОК».
«По-видимому мы теряем сейчас голосовую связь. Пытаемся установить голосовую связь. Наши приборы все еще показывают, что все А-ОК. В центре управления имеются признаки того, что раскрылся тормозной парашют. Снова слышим пилота, и он подтверждает, что тормозной парашют вышел. А сейчас, пока космический аппарат снижается, у нас есть признак раскрытия главного парашюта».
Астронавт высотой пять футов семь дюймов ослабил ремни, которые держали его в отлитом по форме тела кресле и выбрался через спасательный люк. Его подняли в вертолет для возвращения на «Рэндольф».
Именно так Шепард закончил свой полет 5 мая.
Спасательные силы доложили, что их поисковое оборудование работало отлично и у них «не было проблем» в обнаружении капсулы при ее возвращении.
Гриссома подняли из капсулы, но спасательные силы доложили, что «по-видимому имеется некоторая опасность того, что сам космический аппарат может утонуть».
С вертолета спустили трос, чтобы попытаться удержать капсулу наплаву. В какой-то момент капсула была поднята из воды, но затем упала назад.
Однако сам Гриссом был в безопасности на борту вертолета по пути на авианосец.
Судно устремилось к капсуле, чтобы попытаться не дать ей спуститься на дно океана.
Через несколько минут Гриссом был на палубе «Рэндольфа», рассказывая о пережитом в полете.
Но судьба капсулы оставалась под вопросом. «Рэндольф» сообщил, что его вертолеты возвращаются на корабль и ни один не несет капсулу на буксире.
«Нам известно, что возникла какая-то неисправность и космический аппарат потерян», сказал Пауэрс.
На борту авианосца Гриссома встретил приветствующий и бурно размахивающий руками экипаж, который четыре дня ждал его прибытия.
Его немедленно провели в капитанские каюты, чтобы немного отдохнуть и начать финальную работу через контрольный список.
Он широко улыбался, идя по металлической палубе авианосца, на каждом шагу окруженный фотографами.
Ученые сказали, что астронавт «кажется в превосходном состоянии. У него отличное настроение».
Ученые, проигрывавшие сражение с погодой, наконец победили. Облака, на рассвете закрывавшие пусковой район, разошлись, открыв дыру в чистое небо. Гриссома запустили в космос через этот разрыв.
Затем, через 30 минут, густые белые облака начали сгущаться над мысом. Еще бы час и запуску грозила бы третья отмена.
Элвин Б. Уэбб-младший
Williamson Daily News Содержание