21 июля 1961
На борту судна ВВС США «Рэндольф». Астронавту Вирджилу Гриссому сегодня пришлось взорвать люк в своей капсуле и проплыть 65-70 футов после того, как его «Либерти Белл-7» спустилась в океан, а затем затонула.
На борту «Рэндольфа» возник момент смятения и страха среди наблюдателей, когда динамики объявили, что капсула утонула. Тогда было еще неизвестно, что другой вертолет уже поднял Гриссома.
Затем пришла информация, что Гриссом в безопасности.
Потеря капсулы стала ударом для ученых, рассчитывавших изучить сложные приборы на ее борту.
Скафандр Гриссома плавуч и угроза затопления ему не грозила. На краткое время он ушел под воду из-за волн, поднятых ротором вертолета. Когда он ступил на борт авианосца, то его первыми словами было:
«Дайте мне что-нибудь продуть нос. Голова полна морской воды».
Доктора объявили, что Гриссом в превосходной физической форме. Они сказали, что он в хорошем настроении, «но расстроен потерей капсулы».
Два вертолета морской пехоты участвовали в спасении и один из них оказался опасно близок к падению в воду, когда его двигатель начал отказывать при попытке поднять наполненную водой капсулу.
Второй вертолет спустил трос и «хомут» для Гриссома, после того, как тот проплавал порядка двух-четырех минут.
Воды, где затонула капсула, слишком глубоки, чтобы думать о ее подъеме. В одном из отчетов говорится, что глубина порядка трех миль.
Старший лейтенант Джеймс Льюис-младший из Хьюстона и Люфкина, штат Техас, пилотировал основной вертолет морской пехоты. Он очень быстро достиг место событий после того, как «Либерти Белл-7» упала в воду на расстоянии около семи миль от авианосца.
Льюис и его второй пилот, лейтенант Джон Р. Рейнхальд из Блумингтона, штат Иллинойс, поддерживали с Гриссомом голосовой радиоконтакт, и тот не сообщал, что испытывает проблемы.
Астронавт попросил, чтобы они подождали несколько минут, прежде чем начинать спасательную операцию, пока он ведет чтение своих приборов. Вертолет висел над капсулой примерно 11 минут.
«Затем мы неожиданно увидели отлетающий люк», сказал Льюис. «Мы находились всего в 10-20 футах от капсулы. Вода начала проникать внутрь. Мы не можем сказать, начала ли она затекать до этого, но мистер Гриссом ни о чем не предупреждал, прежде чем взорвался люк».
Рейнхард сказал, что Гриссом «выплыл из капсулы и поплыл прочь».
Капитан Фил Апшульт, находящийся в другом вертолете, приказал Льюису заняться капсулой, в то время, как он и его второй пилот, Джордж Кокс из Ойстиса, штат Флорида, отправились на помощь Гриссому. Кокс - это тот же самый морской пехотинец, который 5 мая поднял в вертолет коммандера Алана Б. Шепарда, после его исторического полета.
Это была сложная операция поскольку ветер от лопастей первого вертолета мешал аппарату Апшульта и волновал море.
Кокс спустил хомут Гриссому, который надел его и затем волочился порядка 15 футов, прежде чем был поднят из воды в кабину.
Кокс сказал, что астронавт ничего не сказал, но молча пожал руки и сел. Тем временем, Льюис сумел отрезать антенну от космического аппарата из закрепить трос к крюку наверху капсулы, которая уже полностью находилась под водой.
В этот момент загорелся индикатор, свидетельствующий о проблеме с двигателем. Опасаясь потерять вертолет, Льюис сбросил капсулу, которая после этого утонула. Льюис стремительно направился на «Рэндольф», где приземлился раньше Гриссома.
Когда вертолет сел на это флагманское судно оперативной противолодочной группы «Альфа», Гриссом выпрыгнул на палубу, где его встретили два врача и сотрудники космического агентства.
Он пожал руки и выглядел спокойным, но не был настолько беззаботен и игрив, как Шепард. Но, с другой стороны, Шепард не был так близок к катастрофе, как, по-видимому, был Гриссом.
The Altus Times-Democrat Содержание