25 мая 1961
Вашингтон. Президент Кеннеди готовит громадную 10-летнюю национальную космическую программу.
Запланированная к объявлению в июне, эта массивная новая программа нацелена на опережение СССР в исследовании космического пространства, включая первый пилотируемый полет к Луне.
Эта президентская программа призывает к увеличению бюджета Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства до $2.6 миллиардов для финансового года, начинающегося 1 июля 1962 года, или примерно к удвоению $1’376’900’000, которые Конгресс одобрил на этой неделе.
План предусматривает начало программы стоимостью миллиард долларов, ориентированной на разработку ядерной ракеты «Ровер» для использования в космическом полете к 1967 году; огромное ускорение разработки гигантской ракеты-носителя «Сатурн», а также начало новой многомиллионной программы твердотопливной ракеты-носителя.
Президент сообщил об этих и других секретных подробностях новой долгосрочной космической программы конгрессмену Овертону Бруксу, демократу от штата Луизиана, председателю Космического комитета Конгресса, во время частной беседы в Белом Доме.
Президент сказал Бруксу, что он и вице-президент Джонсон, председатель Национального космического совета, все еще изучают запрос НАСА на дополнительные $509 миллионов средств для финансового года, начинающегося 1 июля.
Одобрение этих средств, по словам президента, зависит от того, сможет ли космический администратор Джеймс Уэбб продемонстрировать, что дополнительная половина миллиарда долларов может быть «истрачена с пользой» в течение следующих 12 месяцев для ускорения программы.
Чиновники Бюджетного Бюро в настоящее время возражают против подобного увеличения на том основании, что космическое агентство не сможет до следующего года использовать такой огромный рост средств.
Помимо начала программы разработки ядерной ракеты «Ровер», президент сделал еще одно далеко идущее решение по поводу использования ядерной энергии в космической программе.
Он одобрил использование в спутниках ядерного источника питания, известного, как «Снэп-3».
Технически, это решение имеет огромную значимость для будущего космической программы. Небольшой источник ядерной энергии предлагает решение критической проблемы предоставления энергии для работы спутникового радио и приборов на протяжении длительного периода времени.
Приняв свое решение, президент преодолел сильные возражения ведущих советников Раска, секретаря Государственного департамента, предупреждавших о возможном ухудшении мирового общественного мнения, если США отправят в космос радиоактивный материал, а этот материал в результате инцидента окажется на зарубежной территории.
Комиссия по атомной энергии и официальные лица космического агентства рекомендовали использование этого ядерного источника питания в экспериментальных спутниках. Они придерживаются той точки зрения, что вероятность какого-либо инцидента, по крайней мере, один к десяти тысячам.
[…]
Роберт С. Аллен и Пол Скотт
The Lewiston Daily Sun Содержание