23 ноября 1960
Мыс Канаверал, штат Флорида. Соединенные Штаты отправили сегодня на орбиту несущий камеру спутник «Тирос», которому предназначено стать первым в мире работающим в космосе метеорологом.
280-фунтовый спутник - «Тирос-2» - взмыл с этого испытательного ракетного центра в 6:13 утра в головной части 92-футовой ракеты «Тор-Дельта».
Спустя два часа Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства объявило, что спутник на орбите.
В заявлении НАСА сказано: «Предварительные расчеты показывают перигей на расстоянии 415 статутных миль, а апогей - в 435 милях. Период обращения по орбите составляет 98 минут»
Это очень близко к целевой орбите.
Это второй «Тирос». Первый был чисто экспериментальным - чтобы увидеть, сработает ли механизм, даст ли что-нибудь полезное. В этот раз план заключается в использовании информации со спутника для регулярных прогнозов.
Хотя фотографии с «Тироса-1» оказались яснее и более интересными, чем ожидалось, сбор и анализ информации был слишком медленен для какой-либо практической ценности в прогнозах.
«Тирос-2», хотя все еще экспериментальный, должен оказаться настоящим помощником благодаря скорости, с которой данные могут собираться и распространяться.
Спутник совершит проход и сделает фотографии южной части Советского Союза и красного Китая, но не пересечет северных частей этих стран.
Первоначальное приглашение НАСА к участию в программе метеорологического наблюдения «Тирос» было отправлено 21 стране, включая Чехословакию и Советский Союз.
Среди тех 13, что приняли приглашение, не оказалось стран Железного Занавеса. Однако коммунистические чиновники от метеорологии еще смогут присоединиться к программе, если захотят, поскольку международный этап сотрудничества не наберет полный ход в течение трех или четырех недель.
Отклонение всего в 20 миль между самой ближней и самой дальней точкой орбиты показало, что спутник находится на орбите, максимально близкой к круговой, чем было достигнуто каким-либо спутником.
Две телевизионные камеры в спутнике должны начать слать фотографии облачного покрова примерно в 8:30 утра. Метеорологи планируют использовать их при подготовке настоящих прогнозов.
Официальные лица проекта сообщили ранее, что все свидетельствует об успешном запуске.
Объявление о запуске на орбиту поступило в 8:20 утра.
Незадолго до этого сигналы спутника показали, что механизм остановки вращения сработал по плану - примерно через 10 минут после того, как «Тирос» отделился от третьей ступени.
При отделении спутник стремительно вращался для стабилизации со скоростью около 126 оборотов в минуту. Продолжи он вращаться с такой скоростью, все фотографии получились бы размытыми.
Два противовеса, присоединенные к тросам, обмотанными вокруг спутника, начали медленное разматывание с помощью таймера, постепенно уменьшая скорость вращения до удовлетворительной.
Полностью размотанные, они были сброшены автоматически.
Если «Тирос» продолжит снижать скорость вращения ниже девяти оборотов в минуту, необходимых для удержания спутника в стабильности на орбите, то центр управления может запустить ракеты для увеличения скорости вращения. Там имеется пять частей этих ракет, чтобы пять раз увеличить скорость вращения, в случае необходимости.
До официального объявления НАСА о выходе на орбиту, доктор А. О. Джонес из исследовательской лаборатории Сохо в Кливленде, штат Огайор, сказал, что его оборудование приняло сигнал спутника с 8 до 8:05 утра, по-видимому в момент завершения первого витка по орбите.
В Канзас-Сити радиолюбитель сообщил, что сигналы громкие и ясные в 7:53 утра по восточному времени, по крайней мере на двух частотах.
«В этот раз мы по-настоящему счастливы», сказал сотрудник Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства через 90 минут после того, как спутник взмыл из этого испытательного ракетного центра.
Роберт Грэй, глава полевых операций НАСА на мысе Канаверал, сказал: «У нас был идеальный обратный отсчет, а полет, похоже, будет превосходным. Все наши силы наблюдения показали, что ракета полностью на своем курсе. Вторая и третья ступени отработали точно по расписанию»
Снимки могут показать развитие буранов и метелей над обширными районами Земли во время грядущей зимы.
С первым спутником «Тирос» не пытались предсказывать погоду, но сравнение высотных снимков с наземными наблюдениями позволило связать определенные облачные образования с холодными фронтами, штормами и другими явлениями. По словам ученых НАСА, это доказывает возможность спутниковой метеорологии.
Команды метеорологов были размещены возле ключевых наземных станций «Тироса-2» для быстрой обработки и анализа фотографий. Те снимки, что посчитают полезными для прогноза погоды, будут переданы в Национальное погодное бюро в Вашингтоне, округ Колумбия, для распространения.
Однако чиновники космического агентства подчеркивают, что главная функция этого спутника снова экспериментальная - дальнейшая проверка ценности спутниковых данных.
Если это погодное око в небе сработает, как запланировано, то оно сможет проложить путь рабочей сети из шести или семи спутников, способной быстро предсказать крупные штормы по всему миру. Как полагают, такая система - названная «Нимбус» - может начать работу через четыре или пять лет.
Главное различие между «Тиросом-1» и «Тиросом-2» заключается в том, что сегодняшний аппарат нес семь инфракрасных датчиков для регистрации температуры Земли, облаков и океанов внизу, а также для измерения теплового баланса между Землей и солнцем. Эта информация жизненно важна для прогнозов погоды, поскольку жар солнца создает основные силы, вызывающие циркуляцию в атмосфере, что влияет на нашу погоду.
«Тирос-2» 19 дюймов в высоту и 42 дюйма диаметром. Его верх и бока усеяны 9’200 солнечными элементами для получения энергии от солнца на протяжении срока жизни, оцениваемого в три месяца. Четыре передающих антенны выступают снизу, а единственная приемная антенна - сверху. Внутри находится микро-миниатюризованное электронное оборудование.
Newburgh-Beacon News Содержание