13 сентября 1960
До конца этого года армейская ракета «Редстоун» должна стартовать с Земли, подняв капсулу с первым человеком, который освободится от гравитационных пут гравитации Земли. Знаменуемое этим развитие промышленности обсуждается здесь в первой статье из серии «Грядущий лик космоса».
Согласно плану, астронавт взмоет примерно на 120 миль в чуждую неизвестность, пройдет по дуге над Атлантическим океаном со скоростью 4’000 миль в час, нырнет в атмосферу Земли и спустится в воду на парашюте.
Этим эпохальным событием человек совершит свой самый дерзкий шаг, воплощая то, что по мнению многих является его конечной целью - путешествием к звездам.
Утопическая мечта? Человечество поступает вопреки божьему замыслу? Космический полет - это то, что никогда не предназначалось для него?
Некоторые ведущие ученые полагают, что это так.
Доктор Вэнивар Буш, председатель правительственного совета Массачусетского технологического института, говорит, что отправка человека в космос - это «трюк».
Хотя беспилотные спутники подходят и напрашиваются для научных и исследовательских целей, говорит он, подвергание людей риску на космических платформах, или увеселительных прогулках к Венере является «чистейшим абсурдом».
С ним согласен доктор Ли А. Дю-Бридж, президент Калифорнийского технологического института, одновременно разделяя рвение космических энтузиастов. Он поддерживает хорошо автоматизированные исследования, но отвергает использование людей в «научных игрищах», лежащих за пределами естественных законов пространства и времени.
Но изученный газетой «Чикаго Дэйли Ньюс» настрой промышленности твердо предан идее неизбежности покорения космоса человеком.
«Желание достичь планет является всего лишь продолжением духа поиска приключений, которой отправляет Хилари в Гималаи, или Бирда в Арктику», говорит Вальтер Хассельхорн, президент компании «Кук Электрик» из Стоки, штат Иллинойс, прославленной возвращением ракет.
«Соблазн неизвестного заставляет людей искать ответы на загадки вселенной. Так всегда было и всегда будет. Сегодня, космос - это дикая граница современного воображения. Даже не будь на то хорошей научной причины, человек все равно захочет туда отправиться»
Доктор Вальтер Дорнбергер, заместитель по техническим вопросам президента корпорации «Бэлл Эйркрэфт», продолжает:
«Космос будет покорен человеком, а не автоматическими аппаратами. Вопреки разговорам о кнопочной технологии, в расчет принимается человек, а не кнопка. Вы не можете встроить в машину творчество. Она проделает большинство работы, но человек будет там, чтобы видеть, что она все делает правильно»
Уверенность и технологическая вера промышленности в то, что человек достигнет Луны, видна в ее расходах времени, таланта и денег.
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, представив недавно 10-летний план, указало, что намерено тратить от полутора до двух миллиардов долларов в год. Связанная с космосом работа частной промышленности грубо оценивается примерно в половину этой суммы.
Пол Либерман, специалист по космосу Фонда оборонных исследований, указывает, что авиационные компании «Фэйрчайлд», «Нортроп», «Мартин» и «Бэлл» посвятили более 50 процентов своих сил ракетам.
Два из четырех подразделений корпорации «Конвэйр» работают исключительно над ракетами. «Дуглас» ожидает, что скоро ракеты станут составлять 75 процентов его военного бизнеса. «Рокетдайн», «Аэроджет», «Гранд Централ» и «Реакшн Мотор» - вот лишь немногие из компаний, погруженных в работу над ракетами.
Многие промышленные фирмы создали подразделения, связанные с астронавтикой и космосом.
В ракетно-космическом подразделении корпорации «Локхид», например, более 5’000 ученых и инженеров вовлечены в исследования и разработки.
По крайней мере один авиационный завод прекратил производство самолетов и сконцентрировался на космической работе.
У компании «МакДоннелл Эйркрэфт» в Сент-Луисе сборочная линия производит капсулы для астронавтов проекта «Меркурий».
Комитет конгрессмена Овертона Брукса по Науке и астронавтике оценивает, что 5’000 компаний или исследовательских организаций задействовано в ракетной промышленности и производится 3’200 продуктов, связанных с космосом.
Космическая программа протянулась по всему индустриальному спектру - электроника, металлы, топливо, керамика, машиностроение, пластик, приборы, текстиль и т.д.
Эндрю Дж. Хэйли, в прошлом президент Международной федерации астронавтики, предсказал, что в течение 15 лет связанная с астронавтикой промышленность мира станет крупнее автомобильной индустрии.
Этим возвещается четвертая индустриальная революция, следующая за приходом использования силы пара, разработкой стали и двигателем внутреннего сгорания.
Хотя и ограниченная сегодня требованиями военных, промышленность ждет того дня, когда ее космические усилия станут оплачиваться частными инвесторами.
Вероятно, такая первая возможность, говорит Ральф Дж. Кординер, председатель совета компании «Дженерал Электрик», возникнет в коммерческом использовании спутников.
«Заглядывая еще дальше», продолжает он, «вероятно появятся частные услуги по запуску, которые станут с мирными целями отправлять в космос объекты дружественных правительств, международных агентств, промышленности и университетов»
[Юридический] фундамент, на базе которого сможет действовать космический порт, может быть смоделирован на примере [морских] портов.
Заглядывая еще дальше, Кординер видит активную конкурентную борьбу за использование редких материалов и химических веществ Луны и планет.
«По мере того, как космическая транспортировка станет более надежной и менее дорогой, и будут разработаны способы поддержания жизни в космосе, может стать экономически возможно добывать и привозить эти металлы и вещества, также, как 500 лет назад окупалась доставка ладана и шелка через половину мира», сказал он.
По мере того, как истощаются первоклассные источники металла на Земле, идея доставки богатой железной руды из космического пространства через 30 или 40 лет может выглядеть менее фантастичной, чем сейчас.
Артур Дж. Снайдер
Youngstown Vindicator Содержание