Во всех случаях, где мужское развитие остается инфантильным из-за материнской фиксации и не достигает «воинственности», необходимой для развития героического эго, всякое требование трансформации и требование развития по направлению к непознанному, прочь от ситуации безопасности, наталкивается на тревоги и защитные механизмы. Анима подталкивает мужчину к приключениям и покорению новых территорий. Но в своей негативной стороне из-за нарушающего покой вдохновения и анимации она также связана с иллюзиями, заблуждениями и безумием, и поэтому представляет опасность. Так же, как не существует героизма без преодоления опасностей, мужское развитие невозможно без погружения в неизбежные опасности, вызванные трансформацией. Осознание анимы и «освобождение» ее - необходимый шаг к целостности индивидуума, при этом требования культурного канона могут вступить в противоречия с индивидуацией. Поэтому адаптация к патриархальной культуре приводит к избеганию транформативного аспекта фемининного. После первой части процесса трансформации, которая заканчивается в юношестве, включаются отцовский архетип, Супер-эго и патриархально-культурный канон, стабилизирующий психическое развитие и культуру. Это происходит через подавление и изоляцию нарушающего покой трансформативного аспекта анимы. Вот почему творческий процесс неизбежно связан с преодолением страха трансформативного аспекта фемининного, который часто выталкивает индивидуумов в маргинальную позицию вне культурного истеблишмента.
Если сформулировать нормативную цель развития мальчика в нашей культуре, то вершиной развития эго провозглашается адаптация к коллективному в том смысле, что индивидуум, задействовав свои способности, будет работать. Вторым достижением после работы будет способность к отношениям. Эта способность включает различные элементы, которые после их независимой реализации вместе приведут к полноценным отношениям.
Полная фиксация на матери ведет к остановке развития, то есть зависимости, которая делает невозможными отношения с партнером, а также адекватное профессиональное развитие. В подобных случаях мы видим холостяка, живущего со своей матерью, или странного мужчину, который не может от нее отделиться и после ее смерти полностью опускается. Часто в этом случае блокируется не только способность к отношениям с женщинами, но и профессиональная автономия и раскрытие талантов.
Преувеличенный страх фемининного как страх женщины и мира делает мужчину неспособным конкурировать или проявлять свою маскулинность. В этом случае фиксация на матери соответствует бессознательному страху кастрации или пожирающего фемининного, который часто сопровождается страхом маскулинного, кастрации со стороны отцовской фигуры. Эта фигура имеет архетипические корни и представляет трансперсональную основу Эдипова комплекса. В Эдиповом комплексе отец не только кастрирует и полностью запрещает контакт с фемининным, он также требует отвержения собственной матери. Это происходит, потому что отец требует мужественности от сына, то есть чтобы он стал героем и отдалился от матери и от привязанности к ней, что является условием реальной и социально одобряемой маскулинности. За фасадом этого страха отцовского архетипа почти всегда можно найти доэдипальный страх фемининного как Ужасной матери, которая не позволяет сепарироваться и заявляет права собственности на своего неразвитого сына. Такое полное отвержение является более редким, чем другие формы отвержения, вызванные страхом фемининного как Ужасной матери. Большое количество мужчин этой группы способны выразить себя профессионально и интегрироваться в социум. Их нарушения становятся очевидными только в ситуации неспособности построить полноценные отношения. Мы перечислим только некоторые констелляции, возникающие здесь.
В другой, не такой уж редкой, форме страха (впервые описанной Фрейдом), мужчина неспособен переживать или терпеть фемининное в его полноте [14]. Этот страх бывает таким сильным, что приводит к расщеплению фемининного на высшую и низшую форму. И отношения с каждым аспектом фемининного выстраиваются отдельно. С одной стороны, женщине поклоняются и высоко ценят дружбу с ней, но с другой - сексуальные отношения возможны только с проститутками или женщинами низшего социального класса.
Тип Дон Жуана относится к тем, у которых потеряна только часть необходимого развития. Он потентен и способен к отношениям, но не способен к верности одной женщине. Можно увидеть причины этой неспособности в его страхе фемининного. Любая форма мужской самозащиты, например, патриархальная идеология, акцентирующая негативное фемининное, основана на небезопасности и неспособности справиться с «Ней». Его неразвитая маскулинность будет бояться связывающего, пленяющего характера первичного фемининного матери или бояться транформативного аспекта фемининного анимы, которая никогда «не оставляет в покое».
Не надо забывать, что фемининное репрезентирует или должно репрезентировать для мужчины «целиком иное» - нуминозное. Без этого рокового столкновения с нуминозностью другой половинки души он не сможет достичь зрелости и целостности. Конечно, это применимо и к женщинам. Аутентичное столкновение с нуминозным возможно только при полном участии личности и с полной честностью. Избегание этой встречи может стоять за защитной переоценкой или недооценкой фемининного.
В другом распространенном типе, на первый взгляд, достигаются нормальные отношения и ответственность, но эти мужчины женятся на женщинах, похожих на мать, и они любят женщину в основном в качестве матери своих детей. Эти мужчины освободили себя от персональной матери, их эго и адаптация к жизни достаточно развиты, у них нормальная сексуальная жизнь. И они способны к отношениям и привязанности к женщине. Можно ли в этом случае говорить о страхе фемининного? Ответ надо искать в особенностях современной культурной ситуации.
Другие статьи по аналитической психологии:
http://mojarov.ru/analytical-psychology/