Лилит может «прилипнуть» к умным женщинам, которые не хотят и, считают, что не должны ни в чем уступать мужчине. Если мужчина обидит такую даму, то может получить от нее по полной программе. Она ни какая-нибудь Нюшка, которая будет плакать и в ножки кланяться, поэтому если что, то «получи фашист гранату», «око за око, зуб за зуб». Смела, например, воевала со всеми сельскими мужиками, и довольно успешно.
Умная свободная от предрассудков женщина начинает ставить непростые вопросы, рано или поздно перед ней встает духовное измерение. Часто по причине искаженного и негативного восприятия всего, что относится к мужскому миру, они увлекаются восточными, оккультными учениями, теософией, магией и колдовством, культом Великой матери, но никак не традиционными религиями, потому что они патриархальны. Как она может поклоняться Богу отцу, или мужчине Иисусу, если у нее такой негатив к мужскому миру? Находясь в таком свободном плавании, нередко они могут угодить в сети, расставленные Лилит, в духовность исключающее полностью или принижающее мужское начало. Вот он бунт против гармонии Инь и Янь! Черная Луна набирает силу там, где на месте любви к мужчине, появляется ненависть и месть.
Ривка Шерф Клюгер, одна из первых юнгианских аналитиков, исследователь Библии пишет в своем эссе «Царица Савская в Библии и Легендах», посвященным глубинным аспектам женской психологии: «Женщине необходимо, чтобы мудрость была воплощена в реальном человеке, иначе она не сможет по-настоящему ее воспринять» и еще: «Они (женщины) любят идеи лишь в жизненных проявлениях». Как она сможет освоить мужское начало, если будет отвергать его реальные проявления и воплощение в земном мужчине? Бегство Лилит от Адама и ее бунт против Бога, это отрицание реальной духовности, которая может быть воплощена только через взаимодействие мужского и женского.
В другом своем эссе «Ветхозаветные истоки проблемы женской духовности» Ривка Шерф Клюгер пишет: «Возможно для того, чтобы женщина признала реальность духа и религиозного переживания, необходимо, чтобы судьба, так сказать, прижала ее к стене. Слова и теории здесь не помогут, хотя они могут очаровывать женщин… Женщина-аналитик из Лос-Анджелеса однажды мне сказала: «Я попробовала все», подразумевая, что перепробовала все религиозные движения и секты, которые можно встретить в этом городе. Это на некоторое время возбуждает Анимус (т.е. внутреннего мужчину), но это не питает душу». Вот и наша героиня, Смела, отдала бы все свои знания и странствия за «одну единственную бабью радость».
Борясь с издержками и перекосами патриархата, мы рискуем попасть в другую крайность, в которой человечество давным-давно пребывало. Вот что пишет вышеупомянутый автор: «В наши дни, когда стала особенно ясно проявляться темная сторона патриархального мышления, появилась тенденция принижать патриархат и идеализировать матриархат. Однако не следует забывать, что темная сторона матриархата - это хаос, бесформенная топь, жаждущая искупления, бесконечная череда смертей и рождений, из которых не могло бы ничего родиться, если бы не появился Дух. Желанная цель, появляющаяся в мифах, легендах и снах, - это не материнский мир и не отцовский мир, это союз женского и мужского начала».
Лилит все еще ждет своего искупления, и я бы сказал, признания. Нет ничего опаснее отщепленного темного женского принципа, который отравляет жизнь женщинам и мужчинам, сбивая их с пути спасения. Но это не так легко. Наш современный мир играет скорее не на выявление и искупление Лилит, а на ее тайное насыщение и укрепление ее власти. Она питается нашей болью и разочарованиями в нас самих, в нашей жизни и, самое главное, в любви. Она раздувается от ненависти, жажды мести и желаний обладать кем-то или чем-то любой ценой. Символически и исторически она древнее и сильнее даже самого Сатаны.
Мужчины и женщины - нарциссы очень часто попадают под власть темной пары Самаэля и Лилит. Концепция Натана Щварц-Саланта о черном маге и фальшивой невесте соотносятся с темной парой, которая препятствует нарциссам обоих полов устанавливать полноценные отношения: не в силах оторвать свой взгляд от своего отражения (в психологическом смысле) они попадают под власть господина и госпожи другой стороны Зазеркалья. Об этом я подробно писал в своих статьях о нарциссизме.
Идея об абсолютной свободе женщины от мужчины, от законов мира отцов, или идея о полной власти женщины над мужчиной препятствует соприкосновению с аутентичной истинной женственностью; от этого страдают многие женщины, одержимые своим Анимусом. Фактически она идентифицируется со своим внутренним мужчиной, что делает невозможными или исковерканными отношения с реальным мужчиной. У современных амазонок «анимус не связан с женскими чувствами, а функционирует как автономный мужчина, тогда как женственность остается на животном (неразвитом) уровне». Ривка Шерф Клюгер далее пишет: «В таком случае психологическая девственность становится защитой от женственности, от «осознания» себя женщиной… В современной жизни эта негативная девственность может поддерживаться с помощью бесчисленных сексуальных связей (как это делала Лилит - прим. автора)… Но в других случаях такие женщины сознательно или бессознательно стремятся вернуть себе женственность, но не будучи способны к женскому подчинению, создают условия, в которых мужчина заставляет их подчиниться. Мужчине следует разрушить стену, которую такие женщины возводят вокруг личностного, эротического царства. Таким образом, иногда мужчине приходится использовать хитрость, чтобы победить в женщине «мужчину», чтобы обратиться непосредственно к ней». Разумеется, Лилит в женщине препятствует тому, что бы к ней близко подошел мужчина, ведь его появление угрожает ее темной власти.
Важно обратить внимание на Лилит, как на проявление темной стороны Великой Матери. Героиня фильма «Антихрист» (режиссер Ларс фон Триер) отправляется с маленьким сыном в лесную глушь, чтобы поработать над своей диссертацией, посвященной преследованию ведьм в средневековье. Видимо так сильно погрузившись в предмет, она попадает, можно сказать, под власть Лилит. Она так увлечена своей работой, что забывает о своей роли матери. Ребенок переживает брошенность, а потом нелепо погибает. Нет возможности пересказывать этот очень тяжелый фильм, но кроме явной одержимости, в которую попадает героиня и довольно изощренно калечит собственного мужа, обращают на себя внимание пара моментов. Героиня, находясь в лесном домике, просыпается от стука падающих желудей, она очарована, она испытывает благоговейный страх перед силой и жестокостью природы: она рожает миллионы желудей, большинству из которых суждено погибнуть, так и не сумев прорасти. Вспомним про Лилит, с ее многочисленным потомством, которое она рожает не для себя, не для мужчины, а просто, чтобы наводнить ими мир. Их так много, что нет никакой беды, если Господь повелел убивать сотню ее детей в день. Психологически, это означает, что женщина, находящаяся под властью Лилит не может быть хорошей матерью, тем более для ребенка мужского пола. Для нее главное, выполнить некую функцию деторождения, она часто при этом отщеплена от материнского аспекта психики. В фильме муж героини, психотерапевт, оказывается бессильным перед могуществом Черной Луны, сам став ее жертвой. Последняя сцена фильма, когда мужчина, казалось, выбрался из цепких рук Темной Лилит, видит, как в его направлении движутся сотни женщин разных возрастов и поколений. Режиссер, как мне кажется, стремился подчеркнуть, что то, с чем столкнулись герои, невозможно решить в рамках одной судьбы или пары, невозможно победить Великую Мать и избавиться от Лилит.
Мне кажется, что женственность ближе к слову жена, нежели чем, к слову женщина. Быть женой в психологическом смысле, это значит быть в союзе с мужем, т.е. женственность проявляется только в паре с мужским аспектом. Женщине самой по себе, как ни парадоксально, трудно прийти к соприкосновению со своей женственностью, потому что она часто одержима в такой ситуации своим внутренним мужчиной, т.е Анимусом. «Если женщина освобождается от одержимости Анимусом, если она, вместо того, чтобы быть им, соединяется с ним, она осознает свои мужские черты, принимает и развивает свою маскулинность, она вместе с тем становится более женственной, поскольку признанный Анимус больше не подавляет, не извращает и не уничтожает ее женственность» (Ривка Шерф Клюгер).
Лилит, отказавшись подчиняться Адаму, подняв бунт против Бога, отрезала себя от возможности осознать, принять и развить свою женственность - предназначение, которое, может быть, задумал для нее Господь. Какой смысл в ее существовании, если она хотела быть равной Адаму, фактически быть им. Вместо двух противоположных принципов, вместо Инь и Янь, получилось «Я плюс Я». На такое отклонение, как видим, Бог пойти не мог. Ему пришлось, так сказать, пойти на хитрость, и заведомо заложить изначальное неравенство мужчины и женщины, создав Еву из ребра Адама, что в последствие позволило создать самую устойчивую и долгоживущую пару в нашей истории. Однако, кто сказал, что это должно быть раз и навсегда. Женское и мужское начало - это не закостенелые законы и предписания, это живые, развивающиеся и изменчивые аспекты бытия. Их взаимодействие - все еще сокровенная тайна для нас.
В заключении, я хотел бы обратить читателей на тот факт, что легенда о Лилит - это всего лишь легенда, а ее психологический образ не так опасен и столь силен в жизни современных женщин. Мне важно было показать, что то, как может вести себя женщина, и на какие грабли она может наступать, не всегда относится только лишь к ее жизни и судьбе. Каждая из них несет в себе образы, которые универсальны и возникли сотни поколений назад. Не стоит забывать, что мы, все, все-таки потомки Адама и Евы, а не Адама и Лилит. Может быть, это и хорошо, что наша пра-пра… и так далее бабушка тогда согрешила. И хотя они на пару с Адамом много чего наворотили, за что, может быть, мы до сих пор расхлебываемся, но с другой стороны, мы все когда-то были детьми, и не понимали, что творим. Не стоит забывать, что они явили миру первую земную любовь, муки и радости материнства и отцовства. Они показали, как можно выживать в паре, даже подвергаясь самым суровым испытаниям. Возможно, они все это вынесли, потому что не делили власть, не спорили, кто должен быть сверху, а кто снизу. В легенде о Лилит есть намек для всех тех женщин, которые хотели бы получить мужчину с помощью сделки с Черной Луной, а не через любовь. Кроме того, пара, которая делит между собой власть, а не любовь, рано или поздно обречена превратиться в союз Лилит и Самаэля. К.Г. Юнг писал по этому поводу: «Когда царит любовь, нет стремления к власти; а когда преобладает стремление к власти, нет любви. Одно - это лишь тень другого».
(Москва, февраль 2011 ).
Андрей Можаров
Другие статьи:
http://mojarov.ru/articles/