Оккультизм говорит, что существует три мира: материальный, человеческий и божественный. В мире материальном мы имеем серу, меркурий и соль, начала всех вещей и одну материю (четвертое); в мире человеческом, или микрокосме, - тело, дух и душу, объединенные в человеке (четвертое); в мире божественном - три лица Св. Троицы в Едином Боге (четвертое).
Великое делание имеет тройную цель. В мире материальном - преобразование металлов, доведение их до золота, до совершенства; в микрокосме - моральное совершенствование человека; в мире божественном - созерцание Божества в его Славе. Во втором из этих значений человек есть философский атанор (печь, в котором совершается Grand Œuvre). В нем совершается выработка добродетелей; в этом смысле, по словам мистиков, надо понимать слова: «Великое Делание есть у вас и с вами, так что, находя его в себе, где оно находится постоянно, вы его имеете всегда, где бы вы ни были, на земле или на море».
По сведениям некоторых исследователей Атанор - получила свое название от древнегреческого слова «бессмертный»; вероятно, здесь имелось в виду необходимость постоянного поддержания в ней «бессмертного огня, дарующего нам равномерный и постоянный огонь, животворящий и питающий наш состав от начала до завершения нашего камня». По другой версии это слово происходит от арабского al-tannur - философская печь.
Алхимическая печь - своеобразный микрокосм. Целью великого делания является то, что естественным образом происходит в недрах Земли, и в этом смысле алхимик не творит ничего нового и не вступает в отношения богоборчества. Классическая алхимия выдает Камень за образ Христа. А современный французский исследователь Эжен Канселье (1899- 1982) даже утверждает, что алтарь и атанор - два пути к одному и тому же - Спасению.
Алхимики- мистики понимали под именем Серы, Меркурия и Соли - материю, движение и силу. Меркурий - начало пассивное, женское, материя; Сера - начало активное, мужское, - сила формирующая материю и дающая ей вид посредством движения, которое есть СОЛЬ.
Соль представляет собой начало промежуточное, результат приложения силы к материи; символически это есть новое существо, рождающееся от соединения мужского с женским. Даже с точки зрения современной науки подобные рассуждения имеют смысл. Материя сама по себе инертна и имеет особенные свойства только тогда, когда находится в движении, а всякое движение развивает теплоту; следовательно, пи -273 градусов по Цельсию химических свойств не существует.
Сера (Дьявол) - Самец, мужское начало - Сила - Причина (яблоко познания, падение с Небес)
Меркурий - Самка, женское начало - Материя - Предмет
Соль - Детеныш, среднее начало - Движение - Результат
Великое Делание состоит из различных операций (
кристаллизация,
выпаривание,
сублимация и т. д.) и включает в себя несколько этапов, характеризующихся цветовыми изменениями компонентов: так называемые «чёрная», «белая», «жёлтая», и «красная» стадии (
nigredo,
albedo,
citrinitas и
rubedo).
[4][5] Нигредо - подготовительная стадия, связанная со свинцом.
Аллегорией нигредо в алхимической символике обычно являлся
ворон.
[6] На этой стадии имеет место растворение
Философского Меркурия и
коагуляция Серы.
Альбедо - из получившейся светящейся жидкости выпаривают
шлаки, в результате чего должен получиться малый эликсир (
Aqua Vitae), способный превращать металлы в серебро.
Изображение
ребиса в виде
андрогина. Из рукописи
XV века «Aurora Consurgens».
Цюрих, Центральная Библиотека
Цитринитас - третья стадия, выделялась только ранними алхимиками.
Рубедо - четвертая и последняя стадия - осуществление нового союза (брака) Меркурия и Серы. Рубедо связано с планетой Юпитер и Солнцем, с четвертой
лунной фазой. Продуктом рубедо является великий эликсир, или
магистерий.
Количество необходимых для реализации философского камня компонентов разными алхимиками понималось по-разному (к Меркурию и Сере, составляющих вместе так называемый
ребис, некоторые из них добавляли Соль).
[7] Греки изображали первичную материю змеем, кусающим свой хвост. Это Уроборос гностиков.
Другие символы: «воздух» изображался птицей, «вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «земля» - горой, львом или человеком.
Алхимики изображают часто металлы под видом олимпийских богов: Сатурн, вооруженный косой, представляет свинец, Марс в каске и с мечом - железо, Меркурий с кадуцеем и крыльями на ногах и голове - ртуть. На гравюре в сочинении «Pretiosa margarita» (Драгоценная жемчужина) металлы изображены в виде шести юношей, стоящих на коленях перед королем, сидящем на троне и представляющим седьмой металл, самый совершенный - золото.