ПСИХОАНАЛИТИК В БЛОГОСФЕРЕ: ЗА и ПРОТИВ.

Jan 10, 2013 12:07


«Зачем вы ведете свой блог в ЖЖ? Вам не кажется, что это может навредить вашей работе с клиентами? Или даже стать травмирующим для них?» Подобные вопросы, иногда задают мне клиенты и советуются коллеги. Вопросы эти - очень важные, и мне кажется, требуют осмысления. Наши публикации в ЖЖ, особенно, если они волей-неволей приоткрывают завесу личной жизни аналитика, несомненно, могут повредить аналитической Персоне. Кроме этого, они часто сбивают идеализированный перенос. Сами по себе, такие записи могут восприниматься клиентом, как провокативные или травмирующие. Есть также мнение, что ведение аналитиком ЖЖ мешает проекции Самости, так как выставляет его раньше времени слишком обычным, человечным, а также указывает его теневые стороны. Все это необходимо учитывать тем аналитикам, которые ведут журнал, имея в виду риски, которые возникают в процессе чтения постов его клиентами.  Волей-неволей наши клиенты будут выискивать скрытый смысл или послания, которые могут нести мысли аналитика, даже если они затрагивают общие, абстрактные, социальные, теоретические и профессиональные вопросы.

Некоторые коллеги, считают, что для того, чтобы избежать личностного материала, необходимо публиковать только отвлеченные  тексты, «психологически» выверенные, предельно корректные, а лучше даже и политкорректные (а вдруг твой клиент окажется членом, какой-нибудь партии, обидится и уйдет). То же самое касается, и потенциальных клиентов, но об этом отдельно. Допустим, что мы начинаем перестраховываться и писать все очень «бело и пушисто», или академически строго, а лучше, вообще, ничего не писать от себя, а печатать цитаты из неприкасаемых и общепринятых авторитетов.  Но мне, кажется, что клиент с высокими интеллектуальными способностями и склонностью к анализу даже в этом академичном маскараде отыщет и скрытый смысл, и тайные знаки, и даже наезды. Если мы начинаем серьезно подходить к этому вопросу, то можем прийти к мысли, что лучше, вообще, ничего не писать: так безопасно и для клиентов, и для нашего имиджа.

Еще есть анонимные (или вернее сказать, псевдонимные ЖЖ), которые ведут некоторые мои коллеги, в которых они отрываются по полной, некоторые из них пользуются популярностью. В них они свободно могут костерить, на чем свет стоит и своих коллег, и своих клиентов, и даже свои профессиональные сообщества. Кстати, потом оказывается, что у них есть два журнала, один для Тени, другой для Персоны.  Но только вот в этой современной истории про доктора Джекила  и мистера Хайда есть риск, что когда-нибудь подобное раздвоение вскроется и станет достоянием блогосферы. Страшно подумать, какой будет скандал!  Снова и снова удивляешься, насколько тесен мир, и как мы взаимосвязаны.

Риск выхода аналитиков в блогосферу присутствует однозначно, однако периодически обнаруживаешь новые журналы своих коллег, которые выходят в интернет среду, заявляют о себе. И мне, кажется, это неизбежным веянием времени. Да, оно имеет свои издержки, но темы, которые мы затрагиваем, несмотря на то, что при этом мы можем излагать их предельно корректно, все равно будут травмирующими для определенной категории клиентов, как бы мы не старались. Вспомним, например, психоаналитические термины: «грудь-пенис», «грудь-туалет», «анальная стадия», все это ничем как «извращенным безумием» непосвященные граждане не назовут.  Здесь речь о теневой стороне аналитического процесса, и психологии, вообще. Как бы мы ни хотели, нам приходится препарировать психику, и это всегда болезненный процесс.

Я слышал мнение, что единственной целью ЖЖ, которые ведут психологи - это привлечение клиентов, и некий профессиональный эксгибиционизм. В большей или меньшей степени это так. Просто это можно делать неуклюже, чрезмерно резко и чрезмерно напыщенно, или слишком сухо, а порой крайне субъективно и эмоционально, но вряд ли мы найдем в этом золотую середину, по той простой причине, что угодить всем невозможно, и быть для всех интересными тоже. В нашем желании вести профессионально правильный журнал, я вижу некую  инфляцию, как будто у нас стоит задача стать идеальными мега профессионалами, или Матерями и Отцами для всех, или Великими Гуру. Мы должны прямо говорить, что мы заявляем о себе, пытаемся привлечь клиентов, или решать наши тактические задачи борьбы или полемики с нашими коллегами, сообществом, да и просто посоревноваться между собой. И этого нечего стыдится!

Я считаю, что если какие-то темы, поднятые в постах, вызывают реакции наших клиентов, то важно их проанализировать, если на это возникнут запросы с их стороны, или можно, оставить эти реакции без обсуждения, если клиент не готов  двигаться в этом направлении. Я в своей работе настойчиво рекомендую клиентам, не читать мой ЖЖ, однако никогда не ставлю это обязательным пунктом нашего аналитического контракта.  Я  предлагаю оговаривать  с ними, что в случае прочтения моего ЖЖ и появления необходимости обсудить его содержание, которое затрагивает клиента, мы имели возможность это обсудить. Правда и это не всегда помогает, потому что  аналитический альянс может складываться довольно долго, и сложно ожидать открытости от клиента на начальных этапах.

Есть и еще одно интересное явление, с которым я периодически сталкиваюсь, а именно ведение клиентами своих анонимных журналов, которые они часто во многом посвящают своему анализу, где они описывают своё отношение к процессу, к личности аналитика. Часто о существовании такого ЖЖ, ты узнаешь от самого клиента, когда вы уже долгое время работаете. Клиент может соблазнять аналитика предоставлением ссылки на журнал, как бы предоставляя ему возможность заглянуть еще глубже в него, что-то вроде аналитической шпаргалки. «Посмотри, что я на самом деле  думаю!» или "Прочти и поймешь насколько ты слеп!" Разумеется, мы не можем запретить вести такой ЖЖ клиенту, более того, мы можем об этом и никогда не узнать. Но если уж клиент нам сообщает такую новость, то это означает, что у него есть запрос. Причины, по которым клиент обнаруживает себя, могут указывать на: недостаточный уровень доверия к аналитику, неготовность обсуждать с ним напрямую какие-то сокровенные  проблемы, стремление установить  более  тесную связь, преодоление дистанции, границ, запрос на преодоление внутреннего расщепления, гнев в ответ на отсутствие хорошего уровня  эмпатии или отвержение, теневую, трикстерскую часть клиента и/аналитика. В конечном итоге, клиент хотел бы, чтобы мы прочитали этот журнал. И такой соблазн может возникнуть.  Я думаю, что необходимо обсудить с клиентом возникновение этого поворота в анализе, исследовать его, и постараться донести до него, что гораздо продуктивнее вносить темы, реакции, мысли и чувства, затронутые в его ЖЖ в реальное пространство анализа. Если клиент просит или требует, чтобы аналитик «почитал на досуге» его ЖЖ, «может он вам поможет лучше меня понять», то здесь появляется хорошая почва для обсуждения темы границ, сохранения контейнера и анализа переноса и контрпереноса.

Разумеется, я не рекомендую коллегам  тайком читать ЖЖ клиента, даже если вы случайно о нем узнали, или он вам сообщил его название, дал ссылку. И дело не только и не сколько в этике, а в том, что эта дополнительная информация может искажать естественный ход анализа, работать против достижения прочного альянса, стать способом избегания реальной связи, или даже может свалить аналитика в Трикстерскую игру во всеведущего волшебника.

Справедливости ради, надо отметить, что не всегда мотивом для ведения ЖЖ аналитиком (психологом)  является создание виртуальной сети для улова рыб (клиентов). Иногда в этом, всего лишь, угадывается попытка идти в ногу со временем, обмениваться опытом, впечатлениями с друзьями, коллегами, с широкой аудиторией, попытка создания площадки для выражения своей гражданской позиции, желание стать более живым, человечным, открытым, стать чем-то большим чем, андроидным аналитическим роботом, идеальным человеком или мега профессионалом с кучей титулов и званий. Ключевым здесь остается способность аналитика правильно понимать, почему именно эта тема его затронула, что сейчас он хотел бы выразить своим постом. Часто нас волнуют темы, которые мы в настоящий момент прорабатываем внутри себя или с клиентами, но мне кажется, лучше избегать параллелизации этих процессов. Живой журнал необязательно должен быть синхроничным и последовательным, иногда полезно острые темы поднять спустя некоторое время, когда на них можно будет посмотреть с учетом прошедшего времени и полученного опыта

И в заключение о ятрогении. Мне кажется, что особо тревожным коллегам, которые слишком заботятся о сохранности клиента, и следуют правилу не навреди, важно помнить, что наших клиентов окружает жестокая реальность, где они каждый день сталкиваются и без нас с темной стороной жизни. В нашей естественной попытке защитить клиента о боли и травмы, мы не должны упускать из виду тот факт, что мы не всемогущи, и мы не волшебники, и задача быть достаточно хорошим родителем - неединственная  в анализе. Мы, кроме всего прочего, должны помнить, что наш клиент пытается выживать в реальном мире, и что наши сказочкам и сказочникам очень трудно найти применение за пределами аналитического пространства. Зачем анализировать мифологических монстров, если в жизни мы сталкиваемся с реальными.… На то, наверное, живой журнал и называется «живым», что в нем лучше писать о жизни…

Андрей Можаров.

(4 января 2013 г, Москва)

аналитический контейнер, психоанализ и блогосфера, ятрогения, процесс анализа

Previous post Next post
Up