Шекспиромания на марше: Measure for measure (Мера за меру)

Mar 12, 2014 14:54


Где: New Victory Theater (http://www.newvictory.org)
Кто: Fiasco Theater http://www.fiascotheater.com/
Когда: в прошедшую субботу
Video: https://www.youtube.com/watch?v=alrWu9T1CsY

Мы очень любим детский театр New Victory.  И Шекспира.  Поэтому билеты на этот спектакль купили давно и не раздумывая.  Мне, в целом, понравилось, хотя не могу сказать, что очень-очень - по объективным и субъективным причинам.

Fiasco Theater возник два года назад и первая их шекспировская постановка - "Цимбелин" - пользовалась огромным успехом, судя по отзывам прессы.  Труппа эта интересна, в частности, тем, что там только шесть человек - они сами ставят, сами играют (каждый по нескольку ролей в одном и том же спектакле), сами занимаются организацией, продвижением и проч.  И даже музыкальное оформление они сами обеспечивают во время спектакля.  Вот их ролик к "Цимбелину": https://www.youtube.com/watch?v=eKfU7tnG_vM

Я вам расскажу, что в "Мере за меру" хорошо.  Мне понравилось сценическое решение - из декораций у них было шесть дверей на колесиках, их можно было двигать по сцене и переворачивать то одной, то другой стороной и таким образом получать то герцогский дворец, то тюрьму, то еще что.  (А к дверям в театре я неравнодушен с момента, как я посмотрел замечательную пьесу Noises Off, по-русски "Шум за сценой - есть очень хороший фильм с Майклом Кейном - там как раз режиссер объясняет, что главное в театре, это двери.  Вот тут, с тридцатой секунды: https://www.youtube.com/watch?v=K_HAWPv7udw)  Таким же минималистским был дизайн костюмов - вот он в камзоле герцог, а вот он снял камзол и накинул на голову коричневую тряпку, и уже монах.  Понравилось музыкальное сопровождение - оно в этот раз было чисто вокальными и состояло из музыки какого-то английского композитора, современника Шекспира.

Они бережно отнеслись к тексту, кое-где сократили, а кое-где шутки ради вставили пару современных слов.  Очень хорошо доносили текст, особенно шутки.  В целом они довольно хорошо сбалансировали комедию и трагедию. Из актеров - очень хорошо играли Ноа, Бен и Джесси, основатели труппы.  Ну и сама пьеса тоже интересная... Что лучше - когда несовершенные законы исполняются строго по букве, или не исполняются вовсе, или исполняются, но выборочно?  Где баланс между честью и жизнью, особенно если честь своя, а жизнь чужая, и наоборот?  Где граница прощения?  Зал реагировал очень активно, особенно на комедийные элементы, конечно.

Теперь о нескольких, хмм... обломах.  Про саму пьесу я перед нашим походом помнил только то, что там есть хороший герцог, плохой Анджело, и что все хорошо кончается ("Прости ж его!" - "И Дюк его простил", наше все).  Тут нас подстерег первый облом - там ваще все про секс!  Часть действия вообще происходит в борделе.

Для таких же невежественных, как я, краткое содержание: герцог задолбался и уехал в отпуск, оставив рулить заместо себя некоего благочестивого Анджело.  Тот взял в руки книжку законов, до сих пор соблюдавшихся весьма условно, и начал их применять.  Публичные дома закрыл, раз.  Молодого дворянина Клодио, который сделал своей невесте ребеночка до свадьбы, приказал казнить, два.  (При том, что Клодио совсем не отказывается жениться.) Когда сестра Клодио, Изабелла, приходит за него просить, Анджело вдруг переклинивает, и он предлагает обменять жизнь Клодио на ночь любви с Изабеллой, три.  Ну, короче, самое то для детского театра. (Кончается все хорошо, правда - герцог на самом деле инкогнито по-прежнему в городе и все разруливает, потом триумфально возвращается и все кончается аж четверной свадьбой.)

Затем случился второй облом, который, правда, удачно нейтрализовал первый облом.  А именно - Ваню вдруг догнал джет-лаг.  Через десять минут после начала он начал прикладываться на плечо то ко мне, то к Ире, а через двадцать крепко заснул.  Даже начал похрапывать, к нашему стыду :-)

Третий облом состоял в том, из-за всех этих сюрпризов Ире представление совсем не понравилось.  Плюс, я думаю, ее догнал ее собственный джет-лаш.  Так что в итоге мы решили, что Ира с Ваней в антракте поедут домой, а меня подвезут наши знакомые, которые тоже были на спектакле.  Так что второе отделение - во время которого Ваня не сопел и Ира не шипела у меня над ухом - мне очень даже понравилось.

Однако же, кроме наших личных заморочек, к спектаклю есть несколько небольших замечаний.  Во-первых, натяжки сюжета - внезапное перерождение Анджело под влиянием страсти, bed-trick (когда в постели оказывается не тот или не та, а партнер этого не замечает), ну, это претензии к Шекспиру, конечно.  Во-вторых, актеры, игравшие Аджело и Изабеллу, т.е. две главные роли, временами не дотягивали (из-за сюжетных условностей их задача была гораздо сложнее, конечно, чем у остальных).  В-третьих, напортачили в одном из музыкальных номеров, "Мизерере" - даже я услышал, а уж Ира, самый настоящий регент, им этого так и не простила. Ну и в-четвертых - как-то сыровато выглядел спектакль, и репетировать они его начали поздно (я видел интервью с ними).  Короче, судя по ролику, "Цимбелин" был более легким, воздушным, чем "Мера".

Но в целом интересно.  Если бы я один пошел, то думаю, что мне бы очень понравилось :-)  Кстати, в зале было много взрослых, которые пришли сами по себе, без детей.  Так что если без маленьких детей, рекомендую сходить, остался один уикенд - интересная труппа, интересное воплощение.

theater, shakespeare

Previous post Next post
Up