Памятник "Чижику-Пыжику".
Установлен на гранитной консоли на устое 1-го Инженерного моста в 1994 году на реке Фонтанке, напротив дома № 12/1.
Недалеко от этого места, в доме № 6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зелёного цвета с жёлтыми петлицами и обшлагами. По широко распространённому мнению, за расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки, студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка:
Чижик-пыжик, где ты был?
На Фонтанке водку пил.
Выпил рюмку, выпил две -
Закружилось в голове.
1.
Памятник был разработан грузинским киносценаристом и кинорежиссёром Резо Габриадзе. Является одним из самых маленьких памятников в Санкт-Петербурге:
2.
Существует поверье, согласно которому, если загадать желание и попасть монеткой в постамент, на котором стоит Чижик-Пыжик (монетка непременно должна остаться лежать на камне), то желание обязательно сбудется:
3.
За время существования памятника его похищали семь раз, но каждый раз скульптура усилиями граждан и правоохранительных органов возвращалась на место:
4.
Создатели: Скульптор Р. Л. Габриадзе, архитектор В. Б. Бухаев. И Пантелеймоновский мост:
5.
Высота памятника - 11 см, вес - около 5 кг:
6.
Церковь во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона - православный приходский храм,
находящийся на пересечении улицы Пестеля и Соляного переулка (ул. Пестеля, д. 2-а). Памятник архитектуры XVIII века в стиле барокко:
7.
Мемориал защитникам полуострова Ханко, ул. Пестеля 11:
8.
Двор на ул. Пестеля между домами 13, 15, 11:
9.
10.
Литейный проспект 20 (театр балета Константина Тачкина, музей истории войск ЛВО), 22 и Пестеля 16:
11.
Спасо-Преображенский собор (официальное название - собор Преображения Господня всей гвардии) - православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.
Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е - 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.
От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади, на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева.
8 (20) августа 1825 года возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.
В 1825-1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года:
12.
Чижик-Пыжик с набережной реки Фонтанки:
13.
Гранд Отель Европа вот уже более 135 лет играет важнейшую роль в жизни города. За свою продолжительную историю отель принимал гостей со всего мира, включая таких знаменитостей как Мстислав Ростропович, Билл Клинтон, Элтон Джон, Петр Ильич Чайковский, Герберт Уэллс, Матильда Кшесиниская и многих других.
Гостиничный десятиместный катер «Katarina» был приобретен в Венеции по специальному заказу руководства отеля. Стоимость совершенной сделки составляет сто восемьдесят тысяч евро. Интерьер салона «Katarina» украшают ценные породы дерева, обивка мебели выполнена из дорогостоящих материалов:
14.
Теплоходы "Альта" и "Котлин".
Теплоход "Альта" (на втором плане) построенный 2010 г. со всеми удобствами и достаточным комфортом, вмещает на борт до 50 человек:
15.
Панорама "перекрёстка" рек Мойки и Фонтанки, тех же теплоходов.
Первый Инженерный и Пантелеймоновский мосты и последняя арка Прачечного моста.
Первый Инженерный мост (бывший Летний мост) - соединяет Летний сад и Спасский острова через реку Мойка в Центральном районе Петербурга.
С 1780-х годов на этом месте был деревянный мост, именуемый Летним.
Назван по находящемуся рядом Михайловскому (Инженерному) замку, который обрёл новое название в 1823 году, когда в нём разместилось Главное инженерное училище. С 1882 года носит название «1-й Инженерный».
Мост простоял около 120 лет и в 1946 году движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролётного строения. В 1952-1954 мост был перестроен, чугунный свод заменён стальной преднапряжённой рамой с криволинейно очерченным ригелем и с железобетонной плитой проезжей части (инженер Б. Б. Левин). При этом внешний облик моста был искажён, а тюбинги уничтожены.
К 1955 году были восстановлены декор фасадов и базеновские решётки. Шестигранные фонари воссозданы по проекту архитектора А. Л. Ротача.
В 2002 году мост был снова отреставрирован.
Мост находится в непосредственной близости от Летнего сада и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка - последней резиденции и места убийства Павла I:
16.
Размер 5 012px × 1 200px (5 732,91 КБ)
Михайловский замок, Инженерный замок - бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища:
17.
Панорама Инженерного замка.
1-й Садовый мост (справа панорамы) - соединяет Спасский и 1-й Адмиралтейский острова через реку Мойку.
Связывает Садовую улицу с набережной Лебяжьей канавки и западной набережной реки Мойки.
Первый деревянный мост на этом месте отмечен на плане 1716 года. Он представлял собой распространённую в то время деревянную конструкцию с подъёмной средней частью для пропуска мачтовых судов.
Прослужив более 70 лет, в 1798-1801 годах в связи с прокладкой Церковного канала у Михайловского замка мост был перестроен.
Через 30 лет, в 1835-1836 он был заменён однопролётным каменным арочным мостом, имевшим лучковый пологий кирпичный свод.
Потребовалась перестройка моста, и в 1906-1907 годах каменный свод был заменён стальной двухшарнирной аркой со сквозным надарочным строением. Для осуществления проекта потребовалась перекладка старых каменных опор. Эта конструкция и сохранилась до наших дней.
В 1910 и 1913 на мосту были установлены чугунные решётки.
Утраченный в годы блокады архитектурный декор был восстановлен последовательными реставрациями 1951, 1967 и 1969 годах. Архитектурное оформление Л. А. Ильина было воссоздано с незначительными изменениями. При реставрации 1967 года декоративные накладки покрыли тонким листовым золотом. В 2003 году был произведён капитальный ремонт моста, в том числе были отреставрированы торшеры и позолочены детали художественного декора:
18.
Размер 6 938px × 1 500px (5 892,04 КБ)
Нижний Лебяжий мост (на фото по нему едет транспорт) (Нижне-Лебяжий; бывший 1-й Царицынский мост) - соединяет острова 1-й Адмиралтейский и Летний Сад через Лебяжью канавку.
В XVIII - начале XIX века носил название 1-го Царицынского (по расположенному рядом Царицыну лугу).
Деревянный подъёмный мост на этом месте был построен инженером X. ван Болесом между 1720 и 1733 годами. К 1760-м он был заменён балочным.
Новый каменный мост был построен в 1835-1837 (инженеры П. П. Базен, А. Д. Готман, А. И. Ремизов). Пролётное строение представляло собой лучковый пологий гранитно-кирпичный свод с прокладными рядами из известняковых плит и гранитными арками по фасадам. Ограждение представляло собой чугунные перила оригинального рисунка. В 1849 году из-за осадки свода мост был перестроен в тех же материалах с сохранением внешнего облика.
В 1924-1926 годах пролётное строение моста было заменено на железобетонный монолитный облицованный гранитом бесшарнирный эллиптический свод (инженеры Б. Д. Васильев, А. Л. Соларева). Внешний вид и перила моста были сохранены:
19.
Храм "Спас на Крови" с Марсового поля:
20.
Марсово поле - площадь в центре Санкт-Петербурга.
В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли Большой, а позже Царицынский луг. На лугу проходили военные парады. В 1798-1801 годах там были установлены памятники полководцам П. А. Румянцеву, и А. В. Суворову. В 1818 году Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров, но за площадью утвердилось название Марсово поле (подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже).
Первыми на Марсовом поле были похоронены погибшие в Февральскую революцию.
На Марсовом поле погребены петроградские рабочие, павшие во время Ярославского восстания 6-21 июля 1918 года, участники обороны Петрограда от войск генерала Н. Н. Юденича.
В 1920-1923 годах на Марсовом поле разбит парк. При этом были использованы фонари, снятые с Николаевского моста, переименованного в мост Лейтенанта Шмидта (сейчас - Благовещенский мост):
21.
Вплоть до 1933 года продолжали хоронить советских и партийных работников. В центре Марсова поля по проекту архитектора Л. В. Руднева был установлен памятник «Борцам революции» с высеченными надписями А. В. Луначарского.
В 1956 году в центре мемориала зажжён Вечный огонь.
К XXI веку мемориал пришёл в довольно плохое состояние: декоративные металлические ограждения сняты, газон вокруг Вечного огня частично вытоптан:
22.
Панорама памятника на Марсовом поле:
23.
Размер 6 945px × 1 500px (9 187,28 КБ)
В 1965 году от этого огня был зажжён факел вечного огня в Великом Новгороде, а 8 мая 1967 года - Вечный огонь на Могиле неизвестного солдата в Москве:
24.
Вид на храм:
25.
Панорама Суворовской площади.
Мраморный дворец (служебный корпус), памятник А.В. Суворову, за ним Троицкий мост, дом графа Салтыкова (справа).
Мраморный дворец (слева) - дворец в историческом центре Санкт-Петербурга. С 1992 года - филиал Русского музея.
Дворец находится на 1-м Адмиралтейском острове, в квартале, ограниченным Дворцовой набережной, площадью Суворова, Миллионной улицей и Мраморным переулком. Восточную половину этого же квартала занимает Северо-Западный государственный заочный технический университет; между ними в 1994 году был установлен памятник императору Александру III работы Паоло Трубецкого.
При Петре I на месте, где сейчас находится Мраморный дворец, располагался Питейный двор, перестроенный в 1714 году в Почтовый двор с пристанью. Около этого места с 1714 года находился Зверовый двор, в котором был помещён первый петербургский слон.
Дворец построен в 1768-1785 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди по заказу императрицы Екатерины для её фаворита графа Г.Г. Орлова, который умер в 1783 году, так и не дождавшись окончания строительства. В том же году Екатерина II выкупила здание в казну у наследников графа, а в 1796 году пожаловала его великому князю Константину Павловичу (своему внуку) по случаю его бракосочетания. В 1797-1798 годах во дворце жил последний король Польши (и также бывший фаворит Екатерины) Станислав Понятовский, умерший здесь же в 1798 году.
Дом графа Салтыкова.
Участок дома 4 на Дворцовой набережной (справа) в 1784 году пожаловали статссекретарю П. А. Соймонову, но тот вскоре отказался от такого подарка царицы (возможно, потому, что дар этот был обусловлен требованием: застроить участок в течение пяти лет, иначе земля будет отобрана в казну). От Соймонова земля перешла в собственность купца Ф. И. Гротена, и по его заказу зодчий Дж. Кваренги в 1784-1788 годах возвел дом, в основном сохранивший свой внешний облик до наших дней:
26.
Размер 4 813px × 1 500px (6 214,32 КБ)
Памятники А. В. Суворову - находится на Суворовской площади и части бывшего Царицына луга, напротив Троицкого моста, между зданиями Мраморного дворца и домом графа Салтыкова.
Памятник Суворову был установлен по приказу императора Павла I, в царствование которого полководец совершил свой знаменитый поход в Италию, за что и получил звание «Италийский».
На круглом, сделанном из гранита, пьедестале памятника размещена надпись: «Князь Италійскій, графъ Суворовъ-Рымникскій. 1801 г.».
Авторство памятника принадлежит скульптору М. И. Козловскому, который работал над монументом с 1799 по 1801 год. На пьедестале расположена фигура фельдмаршала в аллегорическом облике Марса, с поднятым мечом в правой руке и со щитом в левой, в древнегреческой одежде. Фигура А. В. Суворова выполнена из бронзы. При этом нередко отмечается, что памятник не имеет прямого портретного сходства с фельдмаршалом, а представляет собой скорее символический героико-эпический образ «великого полководца».
Изначально памятник фельдмаршалу располагался на Марсовом поле, на Мойке. В царствование императора Александра I памятник был перенесен на место, где он находится и в наши дни:
27.
В 1955 году была произведена реставрация обелисков при въезде на мост со стороны Марсова поля. Двуглавые орлы и короны были заменены на звёзды и символы серп и молот.
В рамках ремонта 2001-2002 годах были восстановлены первоначальные элементы декора - на мост вернулись символы самодержавия: двуглавые орлы и короны:
28.
Троицкий мост - (в советское время - Кировский мост) один из красивейших петербургских мостов через Неву. Мост соединяет Суворовскую площадь перед Марсовым полем и Троицкую площадь (Петроградская сторона).
Мост ажурной металлической конструкции состоит из 5 арок и одного разводного пролета ближе к левому берегу и насыпной дамбы на правом. Масса стальных конструкций моста - 11 242 тонны.
Открытие моста состоялось к 200-летию Петербурга (в мае 1903 года). Таким образом, он стал третьим постоянным мостом через Неву (после Благовещенского, открытого в 1850 и Литейного).
Название мост получил от Троицкого собора, разрушенного в 1932 году. В 1918 году переименован в мост Равенства, в 1934 году, после гибели Кирова - в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова стал называться Троицким.
До возведения в 1965 году моста Александра Невского он оставался самым длинным в городе (582 м):
29.
Петровская набережная
Фрегат «Благодать» - это историческая реконструкция трехпалубного линейного корабля конца XVIII столетия. Ресторанный комплекс построен в духе петровских традиций, проведения ассамблей на боевых фрегатах:
30.
Петропавловский собор (официальное название - собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко:
31.
Стрелка Васильевского острова - один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города.
Васильевский остров начал застраиваться ещё в петровские времена. В 1716 году был утверждён проект архитектора Доменико Трезини, согласно которому здесь должна была появиться замкнутая трапецевидная площадь, окружённая по периметру жилыми домами. Однако вскоре Пётр I решил сделать стрелку культурным и деловым центром города. Под эти цели Трезини в 1719 - 1721 годы создал новый проект, предусматривающий постройку правительственных учреждений - здания двенадцати коллегий, а также биржи, гостиного двора и собора.
В начале 1720-х вдоль Большой Невы заложили фундаменты под Кунсткамеру и дворец царицы Прасковьи Фёдоровны, который с 1727 года был отдан Академии наук. Но северный берег оставался портовым районом, менее благоустроенным. Здесь вдоль Малой Невы по проекту Трезини возвели Гостиный двор (1722-35, сохранился фрагмент), а также дома Апраксиных, Демидовых, Нарышкиных, Лопухиных. В 1730-е сюда был переведён порт и в этих зданиях разместились биржа, таможня, склады товаров. Между академическим и торговыми комплексами располагалась обширная неблагоустроенная территория.
В 1750-е посередине площади по проекту И. Я. Шумахера был поставлен специальный павильон для Готторпского глобуса.
В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими районами здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России.
В 2008 году исторический облик Стрелки Васильевского острова был, по мнению специалистов, непоправимо искажен строительством высотных зданий в районе ДК имени Кирова. Когда в мае 2008 г. по этому поводу разразился скандал, и городская общественность назвала эту стройку «градостроительным преступлением», правительство Санкт-Петербурга предложило застройщику, которому ранее было выдано разрешение на строительство, уменьшить этажность возводимого здания. Застройщик отказался это сделать и заявил, что иначе обратится в суд:
32.
Панорама от Васильевского острова до Дворцовой набережной.
Троицкий мост.
Первый мост здесь появился в 1803 году. Он находился выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве, и Летний сад. Им стал перенесённый Воскресенский плашкоутный мост.
Со стороны Петроградского острова была насыпана земляная дамба, служившая, возможно, для укорочения моста. Петербургский мост, как его тогда называли, эксплуатировался в течение двадцати лет и после пришёл в негодность. Кроме того, его замена была необходима и по архитектурным соображениям: он дисгармонировал с окружавшими его ансамблями по берегам Невы.
В 1818 году по проекту архитектора Росси сформировалась Суворовская площадь, ставшая архитектурным основанием начала моста.
Перестройка моста началась в 1824 году. Его задумывали назвать Суворовским, поскольку как раз напротив моста, перед Марсовым полем стоял памятник А. В. Суворову.
В конце XIX века возникла потребность создать вместо плашкоутного моста постоянный. Это должно было не только упростить эксплуатацию, но и поднять статус Петербургской (Петроградской) стороны, остававшейся дальней городской окраиной.
Решение Городской думы о постройке третьего по счёту постоянного моста через Неву было принято ещё 9 октября 1891 года, но до момента воплощения в жизнь прошло ещё тринадцать лет. В апреле 1892 года Городская дума объявила международный конкурс на проект Троицкого моста. За полгода поступило 16 проектов, ещё два проекта были отклонены по формальным причинам.
В 1896 году Городская управа объявила второй конкурс, на который было предложено всего три проекта, среди них был проект фирмы «Батиньоль», уже зарекомендовавшей себя с лучшей стороны постройкой элегантных и экономичных мостов, а также располагавшей эксклюзивным правом на использовании «конструкции трёхшарнирных арок с консолями», позволяющей значительно экономить металл. Эти обстоятельства и определили выбор комиссии. На заседании Городской думы 5-7 февраля 1897 года было решено выделить компании 5 млн. 200 тыс. рублей на постройку моста. Официально условия контракта и сам проект были одобрены 5 июня 1897 года Николаем II.
Закладка моста состоялась 12 августа 1897, строительство моста стало событием политическим - в это время Россия и Франция начали сближение, поэтому на церемонию прибыл не только император Николай II, но президент Франции Фор.
Строительство моста заняло 5 лет и в конце весны 1903 года, к 200-летию города мост был открыт. Открытие моста было помпезным: в программе торжественных мероприятий были орудийный салют и крестный ход. Кроме того, состоялся первый торжественный развод моста: Николай II, нажав на электрическую кнопку, привёл в действие огромные электромоторы разводного пролёта моста.
В 1960-х годах в связи с развитием Волго-Балтийского водного пути мост был реконструирован, судоходные габариты разводной части увеличены. Длина разводного пролёта составила 43 метра. Переправа открылась после реконструкции в 1967 году.
В 1977 году произведен капитальный ремонт проезжей части по проекту инженера Ленгипроинжпроекта Б. Б. Левина, сделана гидроизоляция в проезжей части и тротуаров. Установлен гранитный поребрик высотой 50 см. Уложен новый асфальт. На разводном пролете уложено тонкослойное эпосланбетонное покрытие.
В 2001-2002 годах была проведена серьёзная реконструкция моста с закрытием переправы на время проведения работ по проекту ЗАО “Институт Стройпроект”. В ходе капитального ремонта была полностью заменена проезжая часть моста и выполнен ремонт металлоконструкций лоткового железа. Произведено восстановление всей архитектурной части моста, перил, опор освещения, центральных опор контактной сети, обелисков. В ходе ремонта выполнена полная окраска моста, модернизация и замена механизмов, восстановление гранитной облицовки. На сооружении заменены все деформационные швы и опорные части, уложен литой асфальтобетон, выполнена замена правобережного железобетонного пролета на металлический:
33.
Размер 6 041px × 1 500px (7 274,87 КБ)
10. Санкт-Петербург 13.09.10 (продолжение)