Утром вернулся в Питер. Катался с Интерьерным театром на гастроли. Показывали Галича. (Три года назад я предложил Коле Беляку сделать спектакль, переведя песни Александра Аркадьевича в стихотворные монологи). Про спектакль не пишу - "Новая газета" напишет. Я про другое, про дорогу.
Из Москвы - тоже на автобусе, вместе с актерами и гениальным театральным художником Марком Борнштейном. Всего-то 12 часов, однако дорога местами чудовищная. Благо названия в масть: Яжелбицы, Ижицы, Новая Болотница, Стуковья... За Валдаем верст на сто просто бездорожье. Это потому, что Путин туда в свой дворец в Долгих Бродах Путин не рискует ездить - летает на вертолете.
И вновь колдобины, когда Новгородская область заканчивается и начинается Ленинградская.
Практически в центре трассы в деревне Хотилово дорога упирается в разрушенный храм времен Екатерины II (где-то рядом и путевой дворец матушки, но его с дороги не видно). Церковь типовая, однако стоит в створе дороги и видна за много верст (дорога подходит вплотную и огибает ее). На фасадах два кумачных призыва: «Помогите!»
В соседней кафешке мне трактирщик сказал, что, по слухам, деньги вроде нашли. Но это только молва. Я помню эту церковь в Хотилове в руинах еще в 90-х.
А еще сотни и сотни брошенных домов по обеим сторонам дороги. С провалившимися крышами и выбитыми окнами. Только на одном видел надпись: «Продается».
10 лет назад, когда я в последний раз этой дорогой ехал, домов по трассе было много больше. Много - это пожалуй что вдвое. Так, во всяком случае, мне кажется.
Процесс закономерный. Кто же будет жить окнами на такую дорожку? От радищевских придорожных деревень скоро останутся они названия. И уж точно не останется привычного нам облика русской деревни.
От грома и вони разбитой фурами трассы многие пытаются оградиться стеклопакетами. При этом они без крестовин, просто слепые бельма в белых рамах. И от этого вид у старых домов просто жуткий. Не спасает и то, что некоторые рисуют ложную крестовину: она бутафорская, неправдоподобно тоненькая.
Правда, практически везде возникли новые гостиницы, мотели, кафешки. И при этом все довольно приличные, почти европейские.