Dec 16, 2010 11:37
Правило Берестова (правило слабой строки). У Берестова были стихи о портретах Гитлера (карикатурах работы Кукрыниксов), которые в войну висели повсюду:
...На разбомбленные кварталы,
На нас, голодных, он, бывало,
Глядел, оскалясь со стены.
И, проклиная, хохотало
Все население страны.
Я сказал ему, что самую слабую строку тут можно превратить в самую эмоциональную: «И хохотало, хохотало…» (Мне было лет двадцать пять, и тогда я еще любил совать нос в чужие строки, весьма гордясь прозвищем, которое мне дал Олег Хлебников: «настройщик стихов».)
Берестов задумался, а потом сформулировал: «Слабая строка указывает на место потенциально самой сильной строки». И добавил: «Просто трудность в этом месте такая, что штурмом ее не возьмешь. Нужна осада».
Другое стихотворное правило Берестов формулировал так: «У первой строки стихов должна быть восходящая интонация»: «Вошел - и пробка в потолок!..» Еще он вспоминал, что Пудовкин ему говорил, мол, в великих русских стихах всегда есть «интонация мата», то есть место для того, чтобы выматериться («Вошел - бл-дь! - и пробка в потолок…»).
Азбука стёба