Дело было 13 февраля 2019 года в детском доме творчества г. Балийска (Калининградской области), где и проходил региональный отбор соревнований технического творчества младших школьников ИКаР-Старт.
До участия предшествовали долгие недели подготовок к турниру и на создание проекта, во время которых дети научились паять и наматывать электрокатушки, потому как тема нынешнего сезона соревнований «По следам великих изобретений», а за великое изобретение был выбран первый электродвигатель, созданный нашим немецко-русским соотечественником из Калининграда (тогда ещё Кёнигсберга), принявшего гражданство России с целью воплощения своих разработок Бориса Семёновича Якоби.
Проект выдался на славу - настоящая лодка, плавающая по настоящей воде от настоящего электромотора и набережная Невы 19 века. Много времени ушло в стараниях подготовиться и поехать в Москву, показать работу и сходить в Политехнический музей посмотреть оригинал того самого мотора, о котором рассказывали.
Другие участники работу тоже оценили. Постоянно толпились у проекта:
У ребят даже взяли интервью репортёры нескольких телеканалов:
После защиты работ начался роботурнир, где нужно было показать свои инженерные умения - переправить робота через реку по самостоятельно сконструированному мосту и сделать рабочую веряную установку, наматывающую нитку. Но и тут ребята оказались на высоте, набрали наибольшее 103 бала, выполнив все задания.
Оставалось только долгое и волнительное ожидание результатов. И они многих ОЧЕНЬ удивили. Роботурнир почти полностью был записан на видео и что-либо недосчитать там было видимо затруднительно, а вот с оценкой проектов случилось что-то невероятное.
Судьи, при том что судили одновременно по одним и тем же критериям, умудрялись ставить противоположные оценки:
Вторую команду «нулевой» эксперт оценивает в 37 баллов, второй в 19. Девятую «нулевой» в 33, второй опять 19. Десятую «нулевой» в 32, второй вообще в 9, как худшую работу на конкурсе, хотя ребята дружно рассказывали в микрофон о прадедушке одного из участников, который изобрёл, сделал и использовал на работе моторизированную дрезину, а потом на основе Ev3 продемонстрировали свою идею поезда будущего.
Странно ещё то, что критерии оценки проектов закреплены в положении в п.10.6, где по каждому критерию работа набирает до 10, до 20 и до 10 баллов (максимум 40). Видимо один эксперт посчитал что работа соответствует теме (10 баллов), сложная (20 баллов) и оригинальная (10 баллов), но другой эксперт полностью с ним не согласился.
«Нулевой эксперт», как мне пояснили организаторы, это тот, что прошёл до начала выставки, оценил работы и «ему нужно было уехать» (так видимо и не успев узнать, как и в пользу кого нужно было оценивать).
Чудесным образом была оценена и шестая команда из того же Балтийска, в котором проходили соревнования. Мало того что участники сделали свой проект по инструкциям из Интернета, а может и не с Интернета, такой проект ведь есть на каждой выставке, могли и у других посмотреть:
так они ещё и запрограммировать не смогли и рисовали кривенькие кружочки:
вместо вот такой красоты, как может делать это же устройство взятое за образец:
И при этом они были оценены на 4 балла больше, чем команда из Светлогорска со своим мега-проектом ЭКО-город, где куча моторов, движущихся частей и сделанный из EV3 мусоросортерующий завод. Про который организаторы мне ответили: «А что там такого, у них почти ничего не двигается, а у шестой команды аж 3 моторчика». Вау! Круто! Оказывается проект оценивается по количеству моторчиков! А я думал мы оцениваем работу детей, а не материальное оснащение заведений. Да и моторчиков у них было всё же поболее, правда они были спрятаны внутри проектов, но жури это видимо не особо интересовало.
Такая же история обстоит и с лэпбуками. В голове нисколько не укладывается то, что за идентичные и по стилю и по содержанию лэпбуки, одной команде ставят 30 баллов (из максимального 35), а другой 0, как стало с командой «Пятое колесо»
В п.8.4 Положения также говорится, что Абсолютный победитель определяется по наибольшей сумме набранных баллов за все конкурсы. Если исходить из этого путнкта, то выходит, что не помогло даже столь наглое подсуживание и в Москву отправится команда №3.
И тогда судейству приходит гениальная мысль, давайте оценивать не по наибольшему, а по наименьшему! Объявим, что места это баллы, сложим их и выберем у кого меньше...
Чтож, остаётся пожелать шестой команде из Балтийска, ставшей абсолютным победителем победы в Москве… ой, совсем забыл, они ведь роботом управлять тоже не умеют, набрали в Робо-туре жалкие 55 баллов, не выполнив почти никаких заданий.
Горько и обидно за такое. Вроде пустяк, детский конкурс, а даже на нём творится то… что в общем и везде сейчас творится…
Не обидно проигрывать сильным, это даёт ребятам стимул стараться…
…такое участие всякий стимул убивает.
P.s.:
Но и тут история не заканчивается. Вечером того же дня я нашёл регистрацию на всероссийский ИКаР-Старт. Для участия было необходимо информационное письмо, в котором подтверждается, что мы участвовали (и даже победили в Робо-Туре). Такое письмо может дать только региональный представитель, поэтому я написал Зое Николаевне, чьи контакты и указаны в Положении. Честно, я думал, что ответа не получу, но мне перезвонили. И тут я узнал ещё много нового, например:
1) Она созвонилась с Москвой и нам запретили участвовать, т.к. на нашу область выделена только одна квота и информационное письмо нам не светит. И это при том, что на сайте есть открытая регистрация.
2) «Если бы все смотрели вебинар о соревнованиях, вы бы узнали что максимальный размер проекта 1 метр х 1 метр. Поэтому работа команды из Светлогорска не соответствует и получила меньше баллов». Странно, что за такие вебинары и почему в них говорят то, что противоречит Положению. В Положении ведь чётко написано «п.5.5. Габаритные размеры робота творческого проекта не лимитируются». И почему об этих вебинарах нигде не говорится в положении, это секретная информация для своих?
P.s.s.: Спустя 10 минут после публикации данного поста в ЖЖ, мне позвонила Директор Балтийского ДДТ. Разговор начался интересно "Не могу понять, чего вы пытаетесь добиться своей публикацией в ЖЖ? Если поездки в Москву, так мы без проблем можем дать вам информационное письмо, и поедете, зачем же так писать?" (оказывается письмо всё-таки без проблем делается) А затем, после более расширенного описания проблем с судейством, много раз извинялась "Извините, если что-то было не так, вы же понимаете, что все выиграть не могут, к тому же вы выиграли в Робо-Турнире, а Светлогорск в проектах"
И Вы меня извините, ничего личного против Вас я не имею, и даже против учителей, оценивающих работы, с которыми я часто пересекался и буду пересекаться на разных соревнованиях. Я имею претензии только лишь к цифрам, которые вижу в судейском листе, а также имею большие претензии к последствиям, которые эти цифры делают в умах детей!
Когда мы готовились к соревнованиям меня предупредили трое учителей, участвовавших в прошлых годах, что судейство будет не честным, и я своим ученикам говорил: "Судейство будет не честным, поэтому надо быть на две головы выше, чтобы победить и поехать в Москву." Но как видите это никому не помогло!
Ничего не меняется, если ничего не менять.
А то что происходит менять надо обязательно, это пожалуй и есть причина существования данной публикации.
В надежде на перемены к лучшему...