Эскалатор. Москва vs Питер. Задачка.

Jun 01, 2012 18:06

Для всех, кто соскучился  по загадкам.

Еду с двумя коллегами-питерцами по Москве. 
Они-то в Москве бывают не часто, а я так уже запутался из какого я города (очень удобно, кстати).

Спускаемся в московское метро. На эскалаторе занимаем правые ступеньки. Слева от нас прошмыгивают торопящиеся пассажиры.
- Господа, вы заметили отличие? В Питере все встают по двое рядом на ступеньку и неподвижно доезжают до конца.
- Ну, да.
- А вот, сможете ли вы определить, какой из способов дает большую пропускную способность? 
- Ха, конечно московский. Люди же движутся.
- Да? А почему вы так решили?


- ...
- Я серьезно. Можете ли вы прямо сейчас, стоя на этом эскалаторе, определить и наглядно обосновать разницу в пропускной способности? И уже после этого выбрать "победителя" в споре городов.

Ребятам пришлось подсказать правильный ответ.

Вопрос читателям: Вы - можете? Определить, и затем обосновать свою версию - какой из способов езды на эскалаторе дает большую пропускную способность пассажиров?
UPD: совсем здорово будет, если вы опишете критерий, по которому можно, стоя на том же эскалаторе, измерить пропускную способность.

Комментарии с ответами, как это принято, скрываются до утра воскресенья 03 июня.

Мои извинения за задержку с ответом на два дня. Простите, пожалуйста, зашился совсем.

Итак, ответ.


Самый простой и наглядный способ определить пропускную способность - это посмотреть, сколько пассажиров ВЫХОДИТ с последней ступеньки эскалатора каждый равный промежуток времени. 
Равный промежуток времени для равномерно движущейся лестницы - это каждая исчезающая под защитной гребенкой ступенька или две ступеньки подряд. Даже часы не нужны.

Итак, если пассажиры стоят по обеим сторонам эскалатора,  то на интервал в каждые две ступеньки эскалатор равными порциями приносит двух пассажиров на станцию. Ну да, никто старается не притираться, так они и загружаются обычно.
Это питерский способ.

Если стоит только правая сторона, а по левой бежит МНОГО людей, то бегуны притормаживают перед выходом. Останавливаются и приравниваются к стоящим. И в самом лучшем случае в тот же интервал "две ступеньки" с эскалатора сойдут те же два пассажира.

По факту, свободная левая полоса имеет заметные периоды, когда с нее никто не сходит, или сходят бегуны с большим интервалом.  С каждых двух ступенек в этой ситуации сходят один-полтора человека. 
Это московский способ.

Вывод. Московский способ равен питерскому по пропускной способности только в пиковые моменты. Чаще он уступает ему.

Всем вам спасибо за участие в решении этой задачи.

Ребятам я тогда привел аналогию - смотрите, пыхтят, торопятся. Они в личном зачете, конечно, выиграют. Но в командном - либо дадут тот же результат, либо уступят.
Так и на производстве - мы, конечно, можем продвинуть отдельный заказ по срокам вперед. Героическими усилиями и освободив ему левую полосу. Но по результатам месяца мы обнаружим, что заработали в лучшем случае столько же, как если бы работали последовательно и  ровно.

А, кстати. Москвичи и командированные. Есть места на игру "О? Е? ОА?" на следующий вторник, 05 июня.
Это лайт версия "Что? Где? Когда?", проходит в Москве, в кафе "Стоп-кадр".
Хороший шанс отдохнуть в компании умных людей за увлекательной игрой. 
Записаться можно здесь:
http://kofejnya.livejournal.com/230961.html
Или свяжитесь по почте.
info@stopkadr-kafe.ru

Я иду.

задачки из жизни

Previous post Next post
Up