Здесь будут собраны очевидные и даже банальные вещи, про которые почти всегда забывают на реальном производстве. Каждый пункт проверен моим личным опытом. У кого опыт другой - добро пожаловать в комментарии.
Итак, вы руководите производственным предприятием.
У вас есть своды правил, приоритетов и листы стандартных операций. Вы оцениваете своих сотрудников по ключевым компетенциям и контролируете их эффективность. А производительность - низкая или ниже установленной нормы.
О чем забыли?
О самих людях.
Об их качестве.
Об их самоуважении и чувстве собственного достоинства.
Об их реальных, а не фантастических резервах.
Возможно вы:
1. Набрали дешевых и одновременно не очень умных, неграмотных, ленивых или с тайными пороками (пьянство и т.п.) сотрудников. Нафига?
Вы думаете, они будут соблюдать ваши правила? А они не слишком для них сложны? Они доступны для понимания? Ваши сотрудники вообще понимают язык, на котором вы с ними говорите?
"Да у меня таджики это сделают в два раза дешевле".
"Пусть хрусталь на складе колдыри таскают за бутылку".
"Они дебилы, но исполнительные."
Поздравляю, первую же проблему вы себе сделали сами.
2. Набрали умных, но не научили их.
"Сами разберутся, не маленькие". "В работе научатся". Мясом закидаем, ага. Десятый выживший - станет специалистом.
3. Набрали умных, научили, но в реальности все не так.
Инструкции не соответствуют реальным условиям работы, они служат бумажками для отчетности, а не планом работы. И никого не волнует несоответствие.
"Работать по стандартам хорошо, но неправильно" (с)
В результате на производстве царит едва упорядоченный бардак.
4. Ваши сотрудники - бессловесны. Все их призывы привести ситуацию к здравому смыслу - тонут на уровне их начальства или вас, как главного руководителя. После ряда "утонувших" сигналов вам не станут сообщать даже о пожаре на складе.
5. Вы лжете себе и им.
"Наша цель - сервис"
Но с линейных менеджеров спрашиваете в первую очередь прибыль.
"Наш приоритет - безопасность"
Но ведущий показатель в списке - план смены.
6. Вы не допускаете, что низовые могут быть компетентнее вас на своем уровне. Какой отверткой удобнее крутить и насколько неудобна форменная обувь - они знают лучше вас.
7. Вы не допускаете возражений. Вас боятся менеджеры. Их боятся их подчиненные.
Это обширнейшая тема, но две ключевые проблемы, растущие из нее, это:
- пропускание здравого смысла. Кто я такой, чтобы возражать?
- постоянный невроз всего предприятия. (Не замечали, что в выходные или после рабочего дня та же самая работа - работается легче и результативнее? Начальства нет, никто мозг не ест.)
8. Вы считаете, что ругать за ошибки - стоит, а хвалить не за что.
"Это и так их работа".
Люди по умолчанию любят делать работу хорошо. Им от вас нужно подтверждение, что они делают ее правильно.
9. Вы установили правила, но не дали права отказаться от их нарушения. Сложно сказал? Поясняю:
Простое производственное правило "Не принимаю брак, не делаю брак, не передаю брак" часто нарушается по одной простой причине.
"А как именно я не приму, не сделаю, не передам? Мои действия, если я оказался в этой ситуации? А если мне приказывает мой начальник?"
Объясните и сотрудникам и линейному менеджеру, в какой лес должен быть послан человек, приказывающий нарушить ВАШИ правила.
9.1. В ваших правилах не предусмотрены нештатные ситуации. Что делать сразу и самому, а что - с согласия руководства?
10. Вы не уважаете ваших сотрудников. И они платят вам тем же.
Если вы набирали их из п.1 - то закономернее не бывает.
Если вы набирали умных, то... Хьюстон, у вас проблемы.
11. Вы посягаете на личное пространство сотрудников там, где это никак не связано с производством. Внешний вид, "добровольно-обязательное" времяпрепровождение с коллективом, "общие" праздники и т.п.
12. У вас приняты авралы и сверхурочные. Поздравляю, у вас хреновые процессы, если рабочего времени на работу не хватает. Особенно, если вы сверхурочные оплачиваете по закону.
Совсем полярная лиса, если ваши авралы и работа в выходные для сотрудников не оплачиваются.
13. Проблемы решаются не пересмотром системы, а "разовыми героическими усилиями", переходящими в традицию.
14. Вы написали в вакансии слово "стрессоустойчивость". Пишите правду - у нас бардак.
Потому что нет такой работы, которая была бы в норме связана со стрессом. Даже санитару буйного отделения не надо быть стрессоустойчивым. Ему надо просто быть санитаром - здоровым жлобом, работающим в бригаде с еще двумя жлобами. Никакой псих не создаст им троим стресса, от которого потребуется "устоять".
15. Вы не снисходите до объяснений, зачем нужно то или иное жесткое правило. Вы не рассказываете, куда идет компания, что происходит сейчас и что будет с каждым лично.
"Им это знать ни к чему". Угу.
16. Вы не даете возможности вашим людям гордиться своей работой. Они и не будут стремиться делать ее хорошо.
17. Вы спокойно смотрите на текучку кадров. "У меня очередь за проходной стоит."
18. Вы установили нормы производительности "на износ". С потолка или по завышенным, рекордным показателям, которые в обычном процессе поддерживать можно только ценой надрыва.
Все это - прекрасно встречается на предприятиях с "успешно внедренной системой качества" и т.п.
Разговоры о том, что "люди не главное - главное удачная система" ведут именно к перечисленным ошибкам.
А ошибки, в свою очередь - ведут к тому, что сотруднику становится глубоко пох..., будет ли ваше производство успешным.
И люди и система процессов важны рав-но-прав-но.
Разумеется, это всего лишь мое личное мнение. А кто такой Джон Галт?