Джеффри Пфеффер. Управленческая мудрость, рожденная из ошибок топ-менеджеров. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с.
Сначала я долго мусолил первые три десятка страниц и таки решил отложить книгу и написать ругательную рецензию. Затем мне просто надо было скоротать время, я открыл книгу - и о чудо! Меня захватил пассаж по оплате труда, и я порадовался, что не напорол горячку. Однако потом, когда я перешел к остальным главам, меня ждало разочарование: увы, в рецензии я таки поругаюсь.
Джеффри Пфеффер достаточно именит - он профессор при Стэндфордской школе бизнеса, а также бизнес-консультант. Он вел колонку в журнале Business 2.0, а затем решил издать свои статьи, расширив их за счет примеров, иллюстрирующих его мысли о том, какие ошибки допускают компании и как их избежать.
Благое, казалось бы, дело. Однако в книге очень много неглубоких мыслей, претендующих на сенсационность. Скажем, вот некоторые названия глав: «Прибыльность акций - ненадежный показатель», «Из резюме всего не узнаешь» (правда?), «Не стоит лезть в карман к своим сотрудникам» (это о том, как вредно снижать з/п и отменять соцпакеты), «Как поумнеть» (оказывается, достаточно просто докладывать руководству о непорядке на рабочем месте), «Не бойтесь выделяться из толпы» и так далее. Примеры, соответственно, подобраны только такие, которые подтверждают позицию автора, хотя простор для противоположных мнений (и примеров!) достаточно велик. Сами по себе примеры есть интересные.
Некоторые мысли вызвали у меня недоумение. Скажем, мысль о том, что нужно на рабочем месте пороть правду-матку в глаза руководства. По меньшей мере странно слышать это от «специалиста по организационному поведению»: много ли вы видели людей, которые продвинулись в организации, идя напролом со знаменем правдолюбия? Я лично не видел. Как принимает таких людей организация? Скорее негативно. Я не о том, что надо говорить неправду, но о гибкости, о дипломатии, об эвфемизмах, в конце концов. «Молчание - золото» вот мудрость, которая еще ни разу не подводила.
Мысль, что только работой не добьешься успеха, нынче в моде, поэтому неудивительно, что она встречается и в этой книге. Однако автор подводит под это очень странную базу: в Европе отпуска больше, чем в США, а ВВП в США меньше, поэтому… надо находить время для отдыха.
Каждая глава плохо структурирована: не очень стройна мысль, не всегда понятна уместность примеров, заканчиваются смазанно. В одной главе автор, начав со слов «во-первых», забыл написать, что же было «во-вторых» (с. 49-51).
На обороте книги цитата Д. Коллинза об этой книге: «Д. Пфеффер - один из самых выдающихся теоретиков (!) менеджмента». По-моему, это приговор.