Jan 10, 2010 00:11
Выражение "о вкусах не спорят" бесполезно, потому что чересчур общо. Этакая затыкалочка для разговоров, которая ничего и никому не объясняет. Я бы предложил ему замену: "вкус не может быть хорошим".
Сразу же отмечу, что речь идет только о вкусе потребителя. Вкус активный, созидающий - дело совершенно другое, идет ли речь о вкусе человека по отношению к его собственной книге, носимой им одежде или обустройству дома. Словом, речь идет только о случае, когда ты никак не применяешь этот вкус активно (одежда, к примеру, может много с чем сочетаться или не сочетаться, что уже делает эту разновидность вкуса активной).
А вот вкус в отношении того, что ты только потребляешь - будь то еда, книга, фильм, игра или автомобиль, хорошим быть не может. Точнее: ни при каких условиях он не характеризует своего обладателя положительно. Он может быть удобен для собеседника (есть о чем поговорить), но бессилен сделать носителя хоть чем-нибудь лучше. Не уверен, бывает ли плохой вкус, но хорошего не бывает точно.
Это, конечно, банальность. К сожалению, это очень малоизвестная банальность.
Иначе не существовало бы целой индустрии, направленной на то, чтобы убедить человека: купив, прочитав, просмотрев, оценив то-то и то-то, он покажет свой хороший вкус и выдающиеся душевные качества. И не существовало бы мерзкого слова "элитарный", означающий "халтура, в которой львиная доля усилий создателей ушла на создание вышеописанного впечатления".
Кстати, я не об автомобилях, сигаретах, часах и прочей подобной хрени. Это как раз относительно честная работа: "научим человека, как показать, что у него много денег". Да и нам грешным тоже полезно: видишь на улице "Мерседес" - и знаешь заранее, что вероятность обнаружить за рулем отморозка значительно выше, чем для большинства других марок. Конечно, она далеко не равна 1, но все-таки лучше иметь в виду потенциальную аварийноопасность, глупость и хамство. Потому что нормальные люди могут выбрать "Мерседес", а могут и не выбрать, но обладатели этих милых качеств постараются сделать это любой ценой. ;-)
Лиса Алиса и кот Базилио в своей песенке "Какое небо голубое" упустили самую ценную для жулика разновидность людей: снобы. Про хвастунов они упомянули, но это не совсем то же. К тому же, работая со снобами, можно легко оставаться в рамках закона. Сноб - это как раз и есть человек, который верит, что вкус может сделать кого-то лучше и значимее.
Размышления