Очередной вынос из комментариев; эту тему приходится подымать слишком часто, пора написать по ней один пост и далее давать на него ссылки.
Очень часто приходится слышать что-нибудь вроде: "А почему 7 книг "Гарри Поттера" или 5 книг "Ведьмака" (начиная с "Крови эльфов") можно считать законченным произведением, а 3 книги - нет? А если автор напишет еще одну, тогда 7 будут незаконченным?"
Нет, господа мои. Не будет, даже если автор напишет еще 77.
Роман отличается от части романа не тем, что опубликован под одной обложкой или названием (!), и не тем, что автор "пообещал", что больше частей не будет. Роман (если он, конечно, настоящий, а не кособокая подделка) отличается от "стольких-то книг" тем, что у него есть единая композиция. Сиречь экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Как у магистрального конфликта, так и у всех основных сюжетных линий (у них могут быть свои завязки, кульминации и развязки).
Я, мягко говоря, не бог весть какой литературовед, но даже мне абсолютно очевидно, что "Властелин колец" - роман с законченной структурой, а "Братство кольца" - не роман и даже не повесть, а кусок книги с отрубленным концом. Аналогично, первые N книг ГП при N<7 не обладают кульминацией и развязкой ни по магистральной сюжетной линии, ни по многим побочным. Хотя у каждой из них есть СВОИ завязки, кульминации и развязки, они тем не менее встроены в большую композицию, которая кончается только в 7-й книге. Без нее романа НЕТ. Есть обрывки и огрызки. Точно так же нельзя назвать "рассказом" одну главу из "Трех мушкетеров", хотя она в норме ТОЖЕ обладает собственной композицией (что и логично, если вспомнить, как их публиковали).
И наоборот, если написать еще 8-ю, 9-ю и так далее книги, они не станут частью романа. Роман уже закрыт. Кульминация и развязка состоялись, finita. Они могут стать еще одним романом (как "Двадцать лет спустя"), другим произведением о том же мире ("Хоббит", "Сильмариллион", рассказы о ведьмаке), но в роман их встроить так же невозможно, как невозможно встроить в храм Василия Блаженного еще полдюжины куполов. Может, в теории такое и реализуемо, но представить себе это в применении к любому из перечисленных романов мне отказывает воображение. И поэтому совершенно неважно, что автор обещал или не обещал. Если бы Роулинг оборвала повествование на "Кубке огня", а Сапковский - на "Часе презрения", это были бы не романы.
Немного дико объяснять в ЖЖ-посте, что у литературных произведений бывает композиция. Но вопросы на эту тему задаются вновь и вновь.