Феномен журфака

Nov 05, 2009 03:53

Интересный скандальчик на тему ЕГЭ опубликовал наш любимый МК. А я как раз что-то давно не обращался к этой теме. "Давненько я не брал в руки шашек," - как говорил казак, готовясь разгонять рабочую демонстрацию.

Говорит доцент с журфака:

Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

...

В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто “пятерка”, а “суперпятерка”, поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов. ... Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

- В чем ее причина?

- В какой-то степени в “олбанском” интернет-языке. Однако главная беда - ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

Знаете, странно сие.

Во-первых, как можно получить 83 балла вообще без баллов за задание С1? А там сочинение, между прочим.

Во-вторых, "тренируясь вставлять пропущенные буквы" (и, кстати, определять, где нужны пробелы, а где нет - см. демоварианты ЕГЭ на этот год [PDF]), трудно добиться поциэнтов, врочей и через-чюров. То есть ЕГЭ по русскому языку - один из худших в наборе (хуже, по-моему, только по литературе), но это тоже ничего не объясняет.

В-третьих, не знаю, как с этим на журфаке, но на ВМиК (куда поступила моя дочка) олимпиадники отлично поступили. Более того, там, по-моему, процентов 70 с олимпиадными баллами. А на журфак их не пустили? А как это так вышло? Очень интересно...

В-четвертых, на том же ВМиК конкурс был в том числе и по русскому языку. И тоже ЕГЭ, без каких-либо своих экзаменов. Однако "апокалипсиса" как-то не видно: студенты, может, и не офигительной грамотности, но и не безнадежной. То есть эта "национальная" катастрофа почему-то проявляется на журфаке и не проявляется на других факультетах, заметим, того же ВУЗа. А теперь - вопрос: в чем секрет таких успехов конкретно журфака?

В-пятых: список вступительных испытаний на журфак МГУ 2009 года состоит из 3 ЕГЭ (русский, литература, английский) и 2 творческих испытаний. Одно из них - сочинение. Внимание, вопрос: каким образом удалось "поциэнтам" пройти это творческое испытание? ;-) Там, насколько я понял по форумам, был еще и минимальный балл АКА "порог двойки", как у всех ЕГЭ. Формально грамматика там не учитывается, однако есть такой пункт, как "владение нормами письменной речи"; скажите, что помешало отсеять всех неадекватов? Ведь то, что описано в статье, уже за пределами даже понимаемой речи.

"Сколько-то самых безнадежных удалось отсеять творческим испытанием", говорит доцент. Вопрос: почему не всех? На журфак шли полные дебилы, и других просто не имелось? Тогда почему они все устремились именно туда? Как при таком офигенном конкурсе не удалось набрать не совсем отмороженных студентов?

Словом, что-то тут очень крупно не так. Понятно, что очень соблазнительно предположить, что ЕГЭ был массово слит, а в каких-то случаях почти наверняка так и было. Но, извините, это всё равно не объясняет всего феномена! Так можно объяснить пп. 1-2; но с 3, 4 и 5 как-то не получается...

И одно пожелание напоследок: комментаторам, жаждущим поделиться бородатыми шутками про журналистику, просьба не увеличивать энтропию вселенной.

Про детей, Размышления

Up