Накануне Нового года ливийцы выбили ИГИЛ (запрещенную в России организацию) из ее последнего оплота - города Сирта. Как пишет «Вашингтон Пост» в статье
«Исламское государство» потеряло свой оплот в Ливии», боевики, вытеснившие исламистов, в основном родом из города Мисурата.
«Мисуратская бригада» - самая боеспособная военная сила в современной Ливии. Именно она в 2011 году взяла в плен Каддафи, а в 2014-м - захватила столицу Триполи, в которой находилось переходное правительство, поддерживаемое Западом. То есть это некая «третья сила», приходящая к власти вопреки навязываемому пропагандистами тезису, что в этих странах возможно «одно из двух» - или авторитарный диктатор, или исламисты. А исламисты, причем самые крайние, неизбежно побеждают на демократических выборах после «арабской весны».
На самом деле все еще интересней и сложней: отношения между Мисуратой, третьим по величине городом Ливии, и «Мисуратской бригадой» напоминают отношения Великого Новгорода с дружиной Александра Невского. Новгородские купцы, как известно, изгнали Невского за городские стены, запретили появляться в городе - точно также поступили со своими «псами войны» мисуратские предприниматели. В 2014 году они нашли средства, чтобы вывести из города все вооруженные группировки - просто отправили их на войну. Когда «Мисуратская бригада» захватила Триполи, обратно в родную Мисурату победителей не пустили. Как и положено в республике, целью войны является не победа, а мир. Настоящими победителями оказались жители города-республики - теперь это единственное в Ливии место, где можно безопасно гулять по ночам.
Мисурата стала «островом» стабильности и процветания во все более жестоком круговороте предвыборных геноцидов и поствыборных «цветных революций». Несмотря на полное отсутствие нефти, уровень жизни в этом приморском городе на порядок выше, чем в целом в Ливии, не говоря уже о соседних странах. Разрушенные во время войны дома и объекты инфраструктуры полностью отремонтированы, круглосуточно работает крупнейший в стране морской порт. По приблизительным оценкам, только сфера услуг в Мисурате растет на 20 процентов в год, а местный порт уже вышел на довоенный уровень и принимает более половины всех поступающих в Ливию грузов. Национальной идеей города-республики стало обогащение его граждан.
В город стремятся попасть, «приобщиться» к мирной жизни тысячи желающих. Рост населения - от 230 тысяч в 2011 году до почти полумиллиона сегодня. Этот поток беженцев сдерживает цепь блок-постов, пропускающих внутрь только тех людей, за кого может поручиться житель Мисураты. Политическая структура города похожа на Венецианскую республику времен ее расцвета: полное самоуправление, независимость, власть принадлежит совету, в который входят влиятельные бизнесмены.
Местный совет практически полностью ликвидировал бюрократию, сделав ведение бизнеса в городе максимально простым. Налогов и сборов фактически нет, правила ведения бизнеса максимально облегчены, а все вооруженные отряды - исламисты, социалисты, все радикалы независимо от религии или идеологии - из города изгнаны.
Для гражданина Мисураты участие в многочисленных боевых отрядах, оставшихся со времен гражданской войны, потеряло смысл - реализация себя в мирной жизни, в бизнесе намного безопаснее, интереснее и прибыльнее войны. Показательно, что многочисленные врачи и инженеры из России и стран бывшего СССР не стремятся вернуться домой, предпочитают оставаться в Мисурате.
Не существует на самом деле никакой проблемы беженцев в Европу из очагов военных конфликтов в развивающихся странах. Есть проблема мировой бюрократии и евробюрократии, которые из соображений собственного выживания, сохранения себя во власти не допускают предпринимателей к государственному строительству ни в своих странах, ни в какой-либо иной стране мира.
Там же, где бизнес вследствие экстремальных событий войны или экономического кризиса берется за создание собственного государства, то делает это по естественным лекалам республики, а не искусственным, опасным для жизни демократическим фантазиям. Подробнее об устройстве предпринимательской республики - в
Российском манифесте. Часть 2. Республика. У свободного ливийского города Мисураты (если люди бегут в город, а не из него - значит он свободный) есть два варианта будущего. Или Мисурата будет процветать и служить примером для других городов, спасет Ливию от распада, сплотит всех граждан государства экономикой, торговлей, бизнес-интересами. Или подчинится международным и еврочиновникам, проведет демократические выборы, и тогда беженцев в Европу станет на сотни тысяч больше.