В очередной раз - после Крымска, сибирских лесных пожаров и дальневосточных наводнений - события на трассе Оренбург - Орск показали неэффективность МЧС. В других странах, в отличие от России, нет подобных военно-бюрократических структур, спасением людей в кризисных ситуациях занимаются те, кто находится ближе всех к месту бедствия - местная власть, муниципальная полиция и местные предприниматели. А если муниципалы и бизнес не справляются, то подключается армия.
Используя свидетельства участников события, Урал56.Ру так обозначил географию трагедии. Десятки автомобилей застряли в снегу на трассе Оренбург - Орск в 2 км от поворота на Медногорск. От «снежной пробки» до Медногорска - промышленного центра Оренбургской области, 26 тысяч населения - всего 10 км. Еще на 20 км дальше - райцентр Кувандык, 25 тысяч жителей. До Орска - 70 км. То есть рядом с местом трагедии, в 10 км - 25 000 россиян и только 1 человек, готовый помочь в беде. Именно из Медногорска приехал полицейский, который отдал свои рукавицы и куртку и сам обморозился. Но привезти-то он должен был совсем другое, и намного раньше…
Что произошло бы в аналогичном случае «снегового плена» на трассе в США или Канаде, где местное самоуправление независимо от государства, а местные жители - хозяева на своей территории. Они действуют сразу, ни от кого не дожидаясь никаких указаний, просто делают то, что делали всегда они, а до этого всегда делали их отцы и деды - спасали попавших в беду.
Помощь от местного сообщества - не только самая быстрая, но и самая качественная. Ведь ее оказывают те, кто знаком с местными условиями, а многие при этом и сами не раз побывали в подобных снежных пробках. И они понимают, что люди в автомобилях погибнут, замерзнут, не дождавшись вызволения из «снеговой могилы», если у них кончится бензин, исчезнет возможность обогрева. Поэтому все имеющиеся у местной власти и местных предпринимателей (в том числе хозяев городских АЗС) ресурсы будут направлены на снабжение замерзающей колонны бензином, а также на вывоз, спасение женщин и детей. И это будет продолжаться до того момента, пока не прибудет мощная снегоуборочная техника.
Самая быстрая, самая первая помощь - та, которая приходит без приказа сверху. Это помощь из близлежащих муниципалитетов, от местного предпринимательского сообщества. Бизнес - это организатор жизни и выживания в местном самоуправлении. В роли организатора спасения людей, попавших в критическую ситуацию, Предприниматель незаменим - во-первых, он обладает всеми необходимыми ресурсами (техникой, персоналом), и во-вторых, он не ограничен никакими законами, никакими бюджетными правилами в использовании своих частных ресурсов.
В дальнейшем расходы муниципалитета и предпринимателей будут компенсированы из бюджета штата - через освобождение от налогов или прямую дотацию. Учитывая полученный опыт, американские или канадские предприниматели используют летнее время, чтобы лучше приготовиться к следующей зиме - создать запасы бензина, скинуться и закупить на муниципалитет мощную спецтехнику, вездеход или например, обзавестись снегоходами. На Сахалине, кстати, где подобные циклоны случаются каждый год по несколько раз, у многих жителей в дополнение к автомобилям есть снегоходы.
Так работает предпринимательская республика - от местного самоуправления до федерального центра она помогает Предпринимателю выполнять свой профессиональный долг по спасению людей.
Нет никакого смысла критиковать работу МЧС России - спасение людей из единого центра принципиально невозможно по элементарным физическим причинам - законам пространства-времени. Этим физическим законам природы подчинена жизнь людей во всех странах, они отражены в Конституциях и юридических законах. В том числе в Конституции России предусмотрены в обязательном порядке независимость местного самоуправления и муниципальной полиции от федерального и региональных центров (статьи 130 и 132).
Почему помощь от МЧС, ДПС, полиции и органов власти ближайших городов пришла только через 15 часов? Почему в ответ на тревожные звонки никто не мог точно сказать, когда придет помощь? Потому что никто этого не знал - все зависело от того, как скоро кто-то решится побеспокоить свое начальство в Оренбурге или в Москве, и как быстро это начальство примет решение и отдаст приказ, или все же всемогущему начальству удастся переложить ответственность на другое ведомство.
То есть действия гигантской вертикали безопасности федеральных спасательных служб и федеральной полиции для граждан, оказавшихся в смертельной опасности, принципиально непредсказуемы. Им говорили «вот-вот, сейчас-сейчас вас всех спасут», но это «вот-вот, сейчас-сейчас» могло означать и 5, и 15, и 25 часов. В итоге пленники «снежной ловушки» не могли разумно планировать свои шаги, начинали паниковать, ошибаться и гибнуть.
Если бы им честно сказали, что помощь придет только на следующий день, то при длине «пробки» в 300 метров водители могли бы сразу скоординировать свои действия, собрать весь бензин и всех людей в несколько машин и продержаться без обморожений и жертв.
Почему властная горизонталь «предприниматели - местная власть - муниципальная полиция» во всем мире действует намного более быстро и качественно? далее и подробнее
МЧС как миф