Если в начале 90-х говорили о том, что плановой экономики уже нет, а рыночной еще нет, то сейчас ситуация обратная. Рыночной экономики (пусть и неправильно, криво и сверху, созданной) уже нет, а плановую возрождать нереально, это никому не нужно. Российская экономика сегодня замерла в самой неэффективной фазе, и особенно ярко это показывают экстремальные ситуации, когда речь идет не о соотношении прибыли и риска, или о несовершенстве тендеров по госзакупкам, а о жизни людей.
Прошедшее лето оказалось щедрым на экстремальные ситуации - пожары, засуху, ураганы.
И можно предположить, что сюрпризы природы не закончились 2010-м годом. Каков алгоритм действий власти в экстремальных ситуациях у нас и в рыночно-развитых странах?
В России власть обещает помочь, исправить ситуацию. Но дело в том, что бюджет принимается раз в год и финансирование «мер по усилению противопожарной безопасности» начнется только в 2011-м году. А он может оказаться не засушливым, а не дай бог, наводнением? Как вообще можно планировать катастрофы?
Есть у государственной власти на подобные случаи резервные фонды. Но пока деньги придут, пока пройдут положенные по закону конкурсы на заключение госконтракта, пока недовольные итогами конкурсов подрядчики подадут в суды, и т.д. - к этому времени ураган (обычный после засухи) разрушит, например, мост. И закупленная по госконтракту пожарная машина не сможет доехать в соседнюю деревню тушить пожар, пока… (см. все сначала).
Что происходит в обычном американском городке в аналогичной ситуации? Мэр собирает тех своих граждан, которые способны оперативно решить проблему - то есть местных предпринимателей. И мэр говорит этим людям (чьи долгосрочные лайф-проекты связаны с этим городком, на которых с надеждой смотрят их соседи, и с любовью и верой - их жены и дети, живущие здесь же), что надо срочно купить пожарную машину взамен старой сломанной и нанять дополнительных пожарных - тот, кто быстро сделает это, будет освобожден от всех налогов на 3 года. А те, кто восстановит разрушенный ураганом мост - не платят налоги 5 лет.
Бизнесмены к такому разговору готовы (это вековая традиция решения экстремальных ситуаций всем миром), они сами живут в этом городке, сами заинтересованы в оперативном решении проблемы и уже договорились между собой, кто что будет делать, кто сколько может дать денег, строительной техники, работников. Они поторгуются сначала с мэром, потом со срочно собранным муниципальным советом, решение будет принято и работа начнется в этот же день. Выпадающие из казны доходы от налогов будут компенсированы из бюджета штата в рабочем порядке, и социалка не пострадает.
Так работает власть с бизнесом, когда есть долгосрочное взаимное доверие, есть гражданское общество, возникшее не сверху по указанию, а снизу из местного самоуправления. И дети гордятся родителями, которые не сидят, не ждут помощи из столицы, от президента или премьер-министра, а сами что-то предпринимают. Дети мечтают стать бизнесменами, пожарными, строителями, героями, которые приносят пользу обществу, а не чиновниками, которые распиливают бюджет, крысятничают на Родине и покупают дома в чужой стране.
Что творилось в России во время пожаров, известно. В то время как губернатор Нижегородской области Шанцев докладывал в Кремль, что у него все нормально, все под контролем, к одной из сгоревших деревень подводили асфальтированную дорогу. Ее строительство было заложено в бюджете на 2010-й год, и деньги, планово попиленные, должны были быть освоены, то есть новая дорога к уже не существующей деревне была ударными темпами построена.
Подобный формат отношений, когда с одной стороны «Все хорошо, прекрасная маркиза!», а с другой наблюдение через видеокамеры за действиями по строительству новых домов взамен сгоревших - это не формат отношений столицы Москвы с соседней областью в 21 веке. Это формат из 19 века - переписка развлекающихся в Париже господ со своими приказчиками в дворянской усадьбе.
Именно экстремальные ситуации, повторяющиеся (!) каждый год наиболее ярко показывают провальность чиновника как инвестора, ущербность государственного регулирования экономикой.
Как государственное вмешательство в экономику, чиновник-инвестор уничтожают жилищное строительство, здравоохранение и образование -
http://andrey-lebedev.livejournal.com/38586.html