Просто вспомнилось

Jun 23, 2018 17:50

Наверное, у каждого бывало такое, когда в памяти вдруг неожиданно остро и явственно вспыхивают фрагменты событий, пережитые в прошлом. И события эти бывают настолько реальными и живыми, а ощущения присутствия в том моменте такие яркие, с множеством разнообразных деталей, что кажется, будто бы ты на самом деле на мгновение переместился в то время.

Эта вспышка спонтанная и мгновенная, она занимает доли секунды, но эти доли секунды могут вместить в себя несколько часов, словно прожитых заново - жизнью, полной чувств, эмоций, запахов и событий.
Наверное, это и есть та самая пресловутая «связь времён».

Казалось бы, сюжеты таких воспоминаний должны нести в себе дидактическую нагрузку, дать некий важный жизненный урок. Но нет, это не всегда так: очень часто они не имеют ни внятного начала, ни логического завершения, а личности, с которыми столкнула жизнь, так больше никогда и не проявляются. Они, как и прожитые сюжетные линии, растворяются в вечности словно промелькнувшие метеоры из потока Персеид.

… ровно 20 лет назад, в 20-х числах июня 1998 года, я был проездом в Москве. Как и сейчас, по ТВ непрестанно транслировали чемпионат мира по футболу, стояла жара, которая на меня, только что приехавшего с севера, производила угнетающее впечатление. За пару дней до моего приезда над столицей пронёсся ураган, поваливший множество деревьев и рекламных щитов, которые до сих пор валялись не убранные.

От станции метро «Комсомольская» я проехал до центра города, не торопясь, прошел по пышущим асфальтовым жаром Моховой и Воздвиженке, дивясь обилию дорогих автомобилей премиум-класса и рекламных растяжек и инсталляций. Меня отчего-поразила огромная, размером с трёхэтажный дом, пивная бутылка известного бренда, установленная в прямой видимости Кремля.

Я уже выходил из подземного перехода к старому Арбату, когда почувствовал легкое прикосновение к предплечью, и мягкий мужской голос сказал негромко:
- Здравствуйте!

В Москве у меня никаких знакомых в то время не было, но я автоматически ответил, оборачиваясь:
- Здравствуйте!

Передо мной стоял среднего роста плотный мужчина лет сорока, несмотря на жару одетый почти по-зимнему - в джинсовый костюм, высокие шнурованные ботинки и пуховую куртку с капюшоном. На голову его была натянута синяя спортивная шапочка «петушком», модная в семидесятые годы. Курчавая черная борода лопатой была аккуратно подстрижена и заботливо расчесана, а карие глаза навыкате смотрели из-за больших очков в толстой оправе очень доброжелательно.

- Здравствуйте, - повторил он, немного грассируя, - скажите пожалуйста, вы ведь недавно в Москве?

- Да, недавно, - ответил я, недовольный тем, что поддался и вступил в разговор.

Он улыбнулся доброй улыбкой и спросил, жмурясь от яркого солнца:
- Скажите пожалуйста, вы еврей?

Тут я понял, что мне встретился один из городских сумасшедших, которых так много в мегаполисах, и осторожно, чтобы не разозлить его, ответил:
-Насколько мне известно, не очень…

Он, однако, совсем не разозлился и продолжил:
- Меня зовут Аркаша.
Я тоже назвал своё имя. Он оживился:
- А скажите, а мама ваша не еврейка? А папа ваш не еврей? А может, бабушка?...

Услышав мой отрицательный ответ, он примолк. Мы уже шли по Арбату, на котором шла бойкая торговля всяким туристическим хламом, ряженые лубочные балалаечники крикливо распевали бессмысленные частушки. Какие-то тёмные личности слонялись там и тут, глядя на них, нельзя было понять, то ли это торговцы наркотиками, то ли воры-карманники, то ли переодетые сыщики.
Аркаша шел рядом, руки в карманах, лицо его перекосило от отвращения, он вполголоса что-то бормотал. Прислушавшись, я понял, что он говорил:
- Так нельзя, нельзя….

Он повернулся ко мне с взволнованным видом:
- Не думайте, они не плохие, вовсе нет, они… они… Они не знают, что это неправильно. А как правильно тоже не знают…
- А как правильно? - спросил я, чтоб хоть что-то спросить.
Он растерялся и потёр лоб:
- Не знаю… не так. А как… Пусть узнают где-нибудь…

И решительно произнес:
- А знаете что, дайте мне, пожалуйста, немного денег.

Меня охватил приступ жадности. Денег у меня, как мне казалось, было очень мало. Моя поездка только началась, впереди меня ждали трое с половиной суток в поезде Москва-Абакан, потом полсуток езды на автобусе через Саяны до Кызыла. Я ехал в Туву к шаманам и планировал часть денег потратить на подарки, купив их в Москве.

Проклиная себя за то, что вступил в ненужную беседу, я дал Аркаше какую-то сумму.

Он с достоинством взял деньги, поблагодарил меня очень велеречиво, попрощался и отошел в сторону. Мне подумалось, что не стоило ему разыгрывать целый спектакль для того, чтобы выпросить себе денег.

Но через секунду я увидел, что Аркаша подошёл к сидящей у угла дома старушке-нищенке с маленькой чёрной собачкой и отдал ей все взятые у меня деньги. Охватившие меня чувства смятения и стыда заставили меня отвернуться, и я принялся рассматривать книги, разложенные на лотке возле стены одного из арбатских домов. Я решил воспользоваться случаем и купить несколько книг, чтоб почитать в поезде.

Я отобрал себе книги жанра сайнс-фикшн и бессистемно рассматривал корешки изданий. Заметив, что я задержал взгляд на эзотерической литературе, продавец, высокий парень лет 25, сказал:
- Чем интересуетесь?

Я пожал плечами, и он секунду подумав, вытащил, ухватившись за корешок одну книгу из плотно уложенного ряда. Книжка была тонкая, без суперобложки - «Колесо времени» Карлоса Кастанеды киевского издательства «София».

- Вот, посмотрите, недавно получили, последняя книга Кастанеды.

- Так уж и последняя? - неуклюже пошутил я, имея в виду, что этот автор написал уже с десяток бестселлеров и, вроде бы, не собирался останавливаться.

- Точно последняя, - продавец наклонился ко мне через прилавок и вполголоса сообщил: - Карлос-то умер недавно, пару месяцев назад…

Сообщив мне это факт, продавец потемнел лицом, ссутулился и стал даже меньше ростом, казалось, кончина знаменитого писателя произвела на него оглушающее впечатление.

Я сочувственно покивал головой, а продавец, наклонившись ещё ниже, произнёс шёпотом:
- Но вы знаете… он не умер. Он сейчас ТАМ, - он подмигнул мне и многозначительно поднял глаза к небу. - Это абсолютно достоверная информация. Может быть даже, сейчас он смотрит на нас. Так что всё в порядке. Он умер… Но… он не умер, он жив, не волнуйтесь.

- Спасибо, я не буду волноваться, - произнес я осторожно, краем глаза заметив, что Аркаша в своей синей шапочке тоже околачивается поблизости, делая вид, что рассматривает какие-то китчево размалеванные сувениры, а сам незаметно наблюдает за мной.

Я расплатился за книги и двинулся в сторону Тверской, думая про себя, что концентрация ненормальных на кубический метр пространства здесь довольно таки высока.

Вечером я уже сидел в плацкартном вагоне поезда, а через несколько дней был в Туве, где меня ждало множество встреч с разными необычными людьми. В тот раз я, например, познакомился с молодым парнем шаманом, который уверял меня, что его учитель, шаман из Каа-Хемского кожууна, может в одно мгновение перенестись под водой через Енисей «Раз! И на тот сторона реки сразу!».
Я, конечно, напрочь забыл о тех незначительных московских эпизодах.

… говорят, что во Вселенной существует такое правило: одно событие - случайность, два схожих события - тенденция; три - завершённый цикл. Это правило иногда дает нам возможность предвидеть грядущие события и адекватно на них реагировать.

Где в этой истории число «три» и чем смысл мгновенной вспышки воспоминаний - не знаю.
Просто она есть, и никаких далеко идущих философских выводов из этого не следует.





Фото из Яндекс-картинок

бессмыслица какая-то, жизнь

Previous post Next post
Up