Ко мне на прошлой неделе обратились сотрудники ОАО «Белкамнефть» (входит в ОАО НК "РуссНефть"), которые рассказали, как в этой компании в интересах «Единой России» готовится «подконтрольное» голосование работников. (Это, кстати, 4 тысячи человек, если кто не в курсе).
Гендиректор компании, «единоросс»
Юрий Федоров не постеснялся издать приказ, который переводит работников на 11-часовой рабочий день и отменяет выходные. Такой «усиленный режим работы» вводится на срок со 2-го по 10 декабря, но мои собеседники уверены, что как только выборы пройдут, его сразу отменят. Для руководства «Белкамнефти», по их мнению, важно, чтобы работники предприятия оказались в день голосования (воскресенье, 4 декабря) на все время до момента закрытия избирательных участков в 20.00 на службе. В этом случае можно организовать 100-процентную явку работников и голосование по открепительным удостоверениям на нескольких избирательных участках под присмотром начальства. А то, что начальство ждет от работников предприятия голосования именно за «Единую Россию», сотрудникам уже сообщили заранее.
В качестве предлога для перевода на "усиленный режим работы» в приказе фигурирует подготовка… к зимнему сезону.
При этом, как известно, зима на территории Удмуртии наступает фактически еще в начале ноября.
«Мы, скорее всего, будем просто находиться на своих рабочих местах и исполнять свои обычные обязанности, - сообщил мне один из нефтяников. - А в день голосования нас «централизованно» повезут голосовать по открепительным удостоверениям в округ, от которого наш гендиректор избран в депутаты Госсовета».
Работники опасаются, что служба безопасности «Белкамнефти», в которой работают бывшие сотрудники ФСБ, сможет организовать каким-то образом контроль за волеизъявлением. Люди возмущены, что их пытаются принудить голосовать за ЕдРо. И, конечно, их мало радует перспектива остаться без двух выходных и работать по 11 часов в день.
Нефтяники дали мне еще три "документа", которые им вручили на предприятии.
Это «Памятка по получению открепительных удостоверений»
и два образца заявлений - в УИК и начальнику цеха.
«Памятка» делит сотрудников предприятия на 2 категории - «мастеров» и «подопечных» (почти как "воспитуемых" у Стругацких в "Обитаемом острове").
«Мастерам» отводится столь большая роль в руководстве «подопечными», как будто речь идет не о взрослых избирателях, гражданах современной России, а о тёмных крепостных крестьянах.
Чтобы нефтяники были допущены к голосованию за пределами места жительства, «памятка» предписывает им заранее получить открепительное удостоверение. Для этого надо «подать заявление в «свою» участковую избирательную комиссию в день, согласованный с «мастером». После получения удостоверения оно должно быть сдано «на хранение «мастеру». «В день голосования получить у «мастера» открепительное удостоверение, - предписывает «памятка» «подопечным», - прибыть с «мастером» на избирательный участок, <…> зарегистрироваться, получить бюллетень, проголосовать».
«Мастерам» поручается: «при принятии открепительных удостоверений записать телефоны подопечных, <…>ежедневно отчитываться в получении подопечными открепительных удостоверений…»
В день голосования «мастера» обязаны проверить у «подопечных» наличие паспортов и «открепительных», «обеспечить посадку в транспорт и прибытие на избирательный участок», «отчитаться в голосовании». Отчитываться «мастера» должны по телефону 911-766.
Номер меня заинтересовал. Позвонив по нему, я получил подтверждение подлинности «памятки».
Click to view
- Я по поводу открепительных удостоверений… - перешел я сразу к делу.
- Ваша фамилия? - ответил уверенный мужской голос.
- Иванов, - назвал я самую распространенную в России фамилию.
- Сейчас, секунду… - послышался звук клавиш на компьютере, сотрудник явно сверялся с базой данных. - Так, вы ответственный за «десятку»?
- Да…
- Что-то… Не найду… (неразборчиво). Вы хотите, наверное, назвать людей, кто еще получил?
- Я хотел узнать, лично приносить или иначе?
- Приносить что? И куда?
- Открепительные.
- Ну, вы, я так понимаю, собираете их со своих подопечных?
- Да-да-да…
- Вот. И когда пойдете непосредственно на голосование, должны будете лично вместе с ними присутствовать.
- Понятно…
- Ну, согласно вашей «памятке», у вас же есть «памятка»?
"Памятка" у меня была. :) На том и распрощались.
Вечером я снова позвонил по тому же номеру, и мне сразу сообщили, что я попал в приемную «Белкамнефти». На этот раз я не стал скрывать свою личность и попросил объяснений вокруг ситуации с «открепительными». Меня переключили на помощника гендиректора компании по связям с общественностью Анастасию Калядину, которая, не сумев ответить на мои вопросы, пообещала связаться с юристами компании и после этого перезвонить мне. Но обещания не сдержала.
Плохая девочка... :(
Следует напомнить, что год назад подобная же история с «Белкамнефтью» имела место во время выборов в Городскую думу Ижевска. Тогда на день выборов на предприятии были объявлены «командно-штабные учения», на которые сотрудники должны был прибыть с членами своих семей. При этом, как рассказывали сотрудники, заявления на получение открепительных удостоверений они должны были сдавать своему начальству на предприятии, что было особенно странно, потому что по закону получить «открепительное» может только сам избиратель, а следовательно в эту «аферу» должны были быть втянуты и члены УИК.
Правда, после публикации
в газете "День" моей статьи , вся эта затея была свернута, "учения" отменены.
Надеюсь, и в этому году у г-на Фёдорова тоже хватит ума не провоцировать скандал и отказаться от изнасилования своих сотрудников 11-часовым рабочим днем в выходные. Тем более, что ЕдРо может получить от разозленных людей как раз обратный эффект.
Тем не менее, по изложенным фактам мною направлено обращение наблюдателям миссии ОБСЕ в Удмуртии, а также подготовлено заявление с просьбой проверки соблюдения избирательных прав граждан в прокуратуру Удмуртской Республики и Управление ФСБ по УР.