В силу того, что запланированную на 8 июня акцию скорой помощи из-за происков чиновников Василеостровского района пришлось неожиданно перевести в формат одиночных пикетов, вместо резолюции было составлено открытое обращение сотрудников ОСМП, ГП №4, текст которой публикуем. Данное обращение будет направлено как в органы власти (губернатору, депутатам Заксобрания), так и в надзорные органы.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
сотрудников ОСМП ГБУЗ СПб «Городская поликлиника №4»
(Василеостровский район г. Санкт-Петербурга)
Мы, сотрудники ОСМП Городской поликлиники №4 г. Санкт-Петербурга, выражаем протест в связи с кризисными тенденциями в организации службы экстренной и неотложной медицинской помощи населению Василеостровского района. Речь идет о большом проценте задержек с прибытием бригад скорой помощи на вызов к пациенту. О том, что обычным явлением стал приезд «скорой» через несколько часов после поступления вызова (что противоречит федеральному нормативу 20-минутной доступности). О том, что в нашем ОСМП в связи с «реформой» была ликвидирована реанимационно-кардиологическая бригада, а специализированная реанимационная так и не была создана. О том, что официального статуса уже лишены педиатрические бригады, а в настоящее время вынашиваются планы совместить диспетчерские службы "детских" и "взрослых" бригад с организацией общей очереди, что неминуемо снизит качество и доступность оказания медпомощи детскому населению Васильевского острова.
В настоящее время официальное количество бригад ОСМП, обслуживающих Васильевский остров, по самым скромным оценкам, меньше действующих нормативов Петербурга в полтора раза. Так, согласно распоряжению Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербургу N466-р, численность обслуживаемого населения на 1 круглосуточную бригаду отделения скорой медицинской помощи при поликлинике не должна превышать 14 тысяч взрослого населения и 10 тысяч детского населения. Между тем, на 206,4 тыс. населения Василеостровского района (данные Росстата) утверждено штатное расписание ОСМП ГП №4 лишь на 12 бригад, три из которых детские, а две - фельдшерские (то есть, по сути, «транспортные»). Причем из-за недостатка кадров и плохой организации графиков смен нередки ситуации, когда реально дежурит бригад в полтора-два раза меньше от официального количества.
Чиновники района и руководство поликлиники, манипулируя статистическими данными утверждают, что все в порядке: что среднее время прибытия скорой к пациенту ОСМП ГП №4 Василеостровского района соответствует нормативам и что разумным нормам якобы соответствует среднесуточная нагрузка на одну бригаду. Однако «средняя температура по больнице» не может служить утешением тяжело больным. Например, согласно официально в мае число задержкам прибытия на вызов «взрослых» бригад свыше 40 минут (добавим сюда еще 20 минут норматива - следовательно, это число задержек свыше часа) достигало до 56 случаев в сутки (более половины вызовов). В апреле из-за недостаточного количества бригад время прибытия на вызов достигало 6 часов. Согласно итогам проверки, проведенной в декабре прошлого года по требованию активистов профсоюза «Действие» в период за 9 месяцев 2014 г., количество вызовов, выполненных с задержкой, составило более 30 процентов у взрослых и почти 10 процентов у детей. Сегодня в отчетах администрация поликлиники смешивает статистику вызовов «взрослых» и «детских» бригад, хотя на самом деле обслуживание заболевших детей в существующих условиях по ряду причин требует примерно в полтора раза больше времени, чем взрослых.
Ранее в ГП №4 существовало особое отделение оказания скорой помощи детям Василеостровского района. С 1 декабря 2014 года оба отделения были объединены, но главврач Абдуллаева А.Ю обещал, что будет принят регламент работы, согласно которому педиатрические бригады будут обслуживать только педиатрические вызова. Однако это обещание не выполнено, а по словам представителя администрации, старшего врача О.А. Цепилова, руководство поликлиники планирует ввести общую очередь бригад по обоим профилям. В этом случае, будут возникать ситуации, когда на вызов к детям будут отправляться терапевты, а на вызов к пожилым людям - педиатры. Но ребенок - это не маленький взрослый, это маленький человек с анатомо-физиологическими особенностями, для которого характерна своя, отличная от взрослых группа заболеваний. Дети младшего возраста не могут сформулировать свои жалобы, понять проблему ребенка можно, только наблюдая за ним, имея специальное образование и опыт работы с детьми. Оказывать детям квалифицированную неотложную помощь должен педиатр, в иной ситуации жизнь ребенка будет поставлена под угрозу! Уже сегодня педиатры говорят, что в случае объединения очереди вызовов, принуждения их к работе не по профилю, они просто уволятся.
Географическое положение Васильевского острова таково, что во время навигации в связи с регулярным разведением мостов, оказание скорой медицинской помощи населению района по месту жительства, осуществляется силами нашего отделения. До 1 января. 2014 года на ОСМП базировалась специализированная кардиологическая бригада, которая эффективно работала в течении 20 лет, располагала грамотными специалистами, имеющих интернатуру и сертификационную учебу по кардиологии, оказывала специализированную помощь коронарным больным. По нашим наблюдениям, ликвидация кардиологической бригады, и ситуация сложившаяся в ОСМП с кадровым дефицитом, колоссальными задержками вызовов, островным положением р-на, привели к неоправданным смертям пациентов с инфарктом миокарда, для которых жизненно важно «правило первого часа» при оказании экстренной медпомощи.
Мало того, что количество выездных бригад не соответствует нормативам распоряжения N466-р, так, по словам старшего врача Цепилова, есть еще планы сократить бригады скорой помощи в ночное время суток. То есть вместо 7 суточных бригад оставить 6 дневных бригад и 3 ночные, с переводом сотрудников на 12-часовой график работы. Это при том, что и сегодня нагрузка на одну бригаду может достигать 20 и более вызовов в сутки. Обоснование данных планов - «экономическая нерентабельность» отделения скорой медицинской помощи. Подобная политика администрации приведет к массовым увольнениям сотрудников ОСМП, так как нагрузка возрастет в разы, а коллектив ОСМП потеряет грамотных специалистов. В среднем сотрудники работаю на полторы ставки, то есть уже сегодня имеется дефицит кадров. Вместо того, чтобы решать эту проблему созданием более привлекательных условий труда главный врач Абдуллаев в конце прошлого года сократил 69 вакантных ставок врачей, фельдшеров и санитаров.
Мы считаем, что работа скорой помощи должна быть построена, таким образом, чтобы в каждом конкретном случае выездная бригада оперативно могла оказать помощь пациенту, а не работала на план. Оптимизация, доведенная до абсурда, лишает жителей Васильевского острова гарантий получать скорую медпомощь вовремя, что ставит их здоровье и жизнь под угрозу, нарушает право, зафиксированное в ст. 41 Конституции РФ.
5 июня состоялась встреча представителей профсоюза с руководством городской поликлиники и представителем администрации Василеостровского района. Эта встреча еще раз убедила нас, что чиновники и работодатель не готовы к конструктивному диалогу, зато готовы искажать реальную картину дел. Так, было заявлено, что на 5-й подстанции ГССМП, также расположенной на Васильевском острове, существует реанимационная бригада. Однако, по словам сотрудников самой подстанции, в настоящее время там имеется лишь одна кардио-транспортная, не имеющая необходимого оборудования для реанимобиля и занимающаяся по большей части доставкой пациентов из стационара в санаторий. Более того, впервые (якобы на летнее время) сокращены на 5-й подстанции одна из трех врачебных и одна педиатрическая реанимационная бригада. Сотрудники подстанции полагают, что они уже не будут восстановлены. Оставшиеся две врачебные и две фельдшерские бригады специализируются не на вызовах по месту жительства, а в общественных местах, и участвуют в обслуживании еще двух районов города (в связи с этим после разведения мостов бригады могут оказаться за пределами Васильевского острова).
Главный врач ГП №4 А.Ю. Абдуллаев на встрече отрицал наличие планов объединения очереди вызовов «детских» и «взрослых» бригад, однако зафиксировать это в протоколе встречи наотрез отказался. Мимо ушей была пропущена информация о наличии у активистов профсоюза сведений о прогуле дежурства заведующим ОСМП К.В. Миненком. Когда в качестве доказательства задержки на вызов в 6 часов в апреле профсоюзная сторона предложила принести журнал приема и передачи вызовов, в этом было отказано.
По большинству вопросов главврач Абдуллаев сослался на то, что «оптимизация» диктуется сверху Комитетом по здравоохранению г. Санкт-Петербурга и приказом Минздрава РФ №388-вн, а он на хорошем счету у начальства, и начальство им довольно. Такая позиция кажется нам странной. С нашей точки зрения, ответственный руководитель медучреждения должен доносить до вышестоящих инстанций существующие проблемы, а не бежать «впереди паровоза» не во всем продуманных решений.
В течение 2014 года первичная организация МПРЗ «Действие», объединившая более 50% сотрудников ОСМП, добилась отмены целого ряда приказов главврача ГП №4, нарушающих трудовые права сотрудников. Ответом на это стало административное давление на самых активных членов профсоюза, что создает дополнительные условия для протеста.
В связи с этим мы обращаемся к органам государственной власти, надзорным органам, депутатам г. Санкт-Петербурга с просьбой разобраться в ситуации, принять меры по улучшению системы оказания экстренной и неотложной помощи населению Василеостровского района.
НАШИ ТРЕБОВАНИЯ:
1. Восстановить доступность экстренной медицинской помощи населению Васильевского острова в соответствии с нормативом прибытия на вызов в течение не более 20 минут в каждом случае, а не по среднестатистическим данным.
Для этого:
- восстановить ставки врачей и фельдшеров выездных бригад, сокращенных в ноябре 2014 года;
- обеспечить в 2015 году реальное, а не «на бумаге» одновременное дежурство (в соответствии с требованиями штатного расписания) не менее 7 круглосуточных бригад по оказанию помощи взрослому населению (в период летних отпусков - не менее 6 бригад);
- к 1 января 2016 г. пересмотреть штатное расписание ОСМП ГП №4 в сторону увеличения до 10 круглосуточных общепрофильных врачебных бригад по оказанию помощи взрослому населению с сохранением трех педиатрических бригад и двух фельдшерских (в соответствии с нормативами, установленными распоряжением Комитета по здравоохранению г. Санкт-Петербургу N466-р).
2. Создать в ОСМП ГП №4 реанимационную бригаду, жизненно необходимую в условиях Васильевского острова, который в ночное время изолирован в автотранспортном отношении от остальной части города. Укомплектовать для этого необходимым оборудованием реанимобиль и обеспечить обучение сотрудников.
3. Отказаться от планов объединения диспетчерских служб «детских» и «взрослых» бригад с созданием общей очереди вызовов, которое приведет к увольнениям педиатров, ухудшит качество оказания экстренной медицинской помощи как взрослым, так и детям. Восстановить официальный статус специализированных педиатрических бригад и вернуть для них прежний отдельный норматив нагрузки - 8 вызовов в сутки.
4. Остановить «административное давление» на сотрудников - активистов независимого профсоюза «Действие» (угрозы, избирательная завышенная трудовая нагрузка, пристрастные проверки, беззаконные дисциплинарные взыскания).
5. Отказаться от планов отмены дополнительных отпусков сотрудникам выездных бригад. В случае проведения в ОСМП процедуры Специальной оценки условий труда (СОУТ) включить не менее двух представителей профсоюза «Действие» в соответствующую комиссию. Предусмотреть сохранение 14 дней дополнительного отпуска при внесении изменений в коллективный договор.
6. Обеспечить право первичной профсоюзной организации МПРЗ «Действие» на участие в коллективных переговорах и других формах социального партнерства. Отменить изменения в коллективный договор, ухудшающие положение работников и внесенные в 2014-2015 г. с нарушением порядка, предусмотренного Трудовым кодексом РФ, если таковые имели место.
7. Обеспечить принятие мер по страхованию жизни и здоровья сотрудников выездных бригад, постоянно подвергающихся профессиональным рискам (нападения криминальных и социально неблагополучных лиц, ДТП и др.).
8. До момента решения вопроса об увеличении дежурящих бригад ввести доплату за дополнительную работу согласно статье 60.2 Трудового кодекса РФ (расширение зоны обслуживания), исходя из действующего норматива 10,6 вызовов в сутки на «взрослую» бригаду и прежнего норматива 8 вызовов в сутки на «детскую» бригаду, а также в случае выхода на дежурство неукомплектованной бригады. Нагрузку по расширению зоны обслуживания при начисления зарплаты учитывать по каждому сотруднику отдельно за каждое дежурство. При подготовке статистической информации за отчетный период исчислять среднесуточную нагрузку, исходя из количества реально работавших автомобилей, а не формально существующих по штатному расписанию.
9. Ввести должность санитара ОСМП для своевременной уборки в салонах санитарного автотранспорта. Ввести оплату за уборку салонов сотрудниками выездных бригад как совмещение должностей согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ в размере 10 процентов от оклада указанных сотрудников.
10. Руководству Роструда и Генеральной прокуратуре РФ принять меры в отношении должностных лиц Государственной инспекции труда по г. Санкт-Петербургу, ответственных за задержку и отсутствие ответов по обращениям МПРЗ «Действие» по вопросам трудовых прав сотрудников СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №4», а также за бездействие в отношении приведенных в наших обращениях фактов.
11. Комитету по здравоохранению г. Санкт-Петербурга обеспечить независимую проверку информации активистов МПРЗ «Действие» о злостном нарушении трудовой дисциплины в виде прогула заведующего ОСМП Миненка К.В. Принять адекватные меры реагирования по данному факту.