Впечатления от кругло-квадратного стола по "оптимизации" школ Ижевска

May 21, 2014 16:08

Круглый стол "Конфликт вокруг административного слияния средних школ г. Ижевска" получился не таким уж круглым. Острые углы выпирали.

Вышло не столько экспертное обсуждение и поиск конкретных путей решения, сколько обозначение позиций разных сторон, включая инстанции разных уровней и ветвей власти. Конфликт буквально витал в воздухе, иногда прорываясь в прямые обвинительные выпады и в выступлениях чиновников и родителей. Невольно возник вопрос, как городские чиновники умудрились загнать, в общем-то, вполне рациональную проблему в столь ожесточенное противостояние?




Состав участников оказался достаточно представительный:
- председатель комиссии Госсовета УР по науке, образованию, культуре и молодежной политике Наталья Сударикова,
- главный федеральный инспектор по УР Дмитрий Мусин,
- замминистра образования УР Игорь Белозеров,
- заместитель главы Администрации по социальной политике г.Ижевска Ирина Теслева,
- председатель Рескома профсоюза работников народного образования Владимир Векшин.
- директора школ 67 и 56, учителя,
- некоторые другие чиновники,
- около 40 родителей учеников, в основном из 67-й школы.

Вела круглый стол кандидат социологических наук, общественный деятель Людмила Сабурова.

Ирина Теслева, которой предоставили слово первой, как "наступающей" стороне в конфликте, стартовала в довольно агрессивной тональности, подвергнув сомнению предложенный порядок проведения круглого стола и начав с выяснений, корреспонденты каких именно СМИ присутствуют в помещении. "Наверное, для цензуры", - пошутил шепотом один из журналистов. Выяснилось, что присутствуют "Известия УР", "Удмуртская правда", ТРК "Моя Удмуртия" и ИА "День".



Представитель родительского комитета Ольга Холмогорова и Людмила Сабурова: за несколько минут до начала круглого стола.

Затем собравшимся были все-таки изложены аргументы администрации города в пользу объединения. Гимназия №56 переполнена учащимися (превышение нормативов примерно на треть). В это одно из ведущих учебных учреждений республики  стремятся устроить своих детей со всего города. Соотношение "местных" учеников с "общегородскими" - 40 и 60 процентов. Многие учатся во вторую смену. После объединения часть занятий учеников 9-11 классов могла бы проходить в здании нынешней 67-й школы. Школа №67 не укомплектована учениками примерно на треть. Следует оптимизировать бюджетные расходы, распределить нагрузку. После объединения повысилась бы качество образовательного процесса в 67-й школе.

Против намеков на недостаточное качество обучения в 67-й резко выступила одна из завучей школы, которая, по ее словам, "не собиралась выступать, но не выдержала". Завуч сказала, что неукомплектованность школы связана не с низкой ее популярностью и качеством обучения, а с тем, что за ней закреплена минимальная территория - всего 29 домов. Это в несколько раз меньше, чем у других школ центра города.

Родители поддержали: если бы чиновники не начали кампанию за слияние школы, уже в на следующий учебный год набор был бы больше, многие хотят обучать детей в 67-й, но испуганы реорганизацией. И многие - по разным причинам - не хотят отдавать своих детей именно в гимназию, где более высокие требования к ученикам, где значительно больше суммы  формально "попечительских" сборов  с родителей (кстати, 56-я гимназия имеет статус автономного учреждения).

image Click to view



Насколько я понял, родители верят именно в перспективы развития 67-й школы, доверяют педагогическому коллективу и недавно назначенной исполняющей директора, с приходом котором в школе началась перемены к лучшему. Главный аргумент родителей - мы выбирали и отдавали своих детей именно в 67-ю школу, слияние ее с гимназией с ее более сложными программами и "элитным статусом" негативно отразится на психологическом состоянии их  детей, создаст проблемы в образовательно-воспитательном процессе, часть учителей, по их информации, предпочтет уволиться.

image Click to view


Родительница о причинах перевода своего ребенка в 67-ю школу.

Высказывались и другие - более частные аргументы против: удаленность обеих школ друг от друга, которые в придачу разделены улицей Удмуртской - автомагистралью с самым интенсивным движением в Ижевске.



Ирина Теслева, Наталья Сударикова, Владимир Векшин.

Наталья Сударикова заняла гибкую позицию, сказав, что подобные управленческие решения таким образом не готовятся, нельзя в таких случаях рубить с плеча, не изучены возможности альтернативного решения проблем.

Странно повел себя замминистра Белозеров, который начал "воспитывать" родителей учеников, будто это его подчиненные клерки из Минобраза. Белозеров предложил даже директору 56-й гимназии привлечь родителей, высказавших свое нежелание отдавать детей в гимназию... к ответственности (то ли административной, то ли к уголовной). На каких правовых основаниях - я лично не понял. Никто из родителей не говорил, что 56-я гимназия плохая школа. Прозвучали  опасения, что, если родители не смогут сдавать попечительские взносы на нужды гимназии наравне с более материально обеспеченными семьями, это отразится на детях,  -  но это широко распространенное мнение в родительской среде Ижевска и относится не только к гимназии. Если чиновникам важно выяснить, в чем причины опасений людей, то они должны это сделать хотя бы на круглом столе, а не грозить прокуратурой.

Белозеров сказал, что решение по объединению еще не принято, экспертную оценку будет давать оценочная комиссия, которую создадут скоро при Минобразе, в которую необходимо включить и представителей родителей и профсоюзов. При этом замминистра добавил, как бы умывая руки, что окончательное решение все равно будет в компетенции муниципалитета.

На это ему резко возразили Сударикова и ГФИ Дмитрий Мусин. Уже в конце круглого стола Белозерову предъявили текст закона Удмуртии, в котором четко говорилось, что решение по реорганизациям в Удмуртии принимается на уровне республики.

Мусин поставил вопрос перед Теслевой о том, что объединение школ не решает принципиально накопившиеся проблемы. В ближайшее время в районе Радиозавода (то есть рядом с 56-й гимназией) , будет построено шесть 17-этажных домов, то есть количество детей в микрорайон радикально увеличится. Город дает зеленый свет этим проектам, однако строительство школы там не предусмотрено. В любом случае гимназия не справится  с этой нагрузкой,очевидно, что здесь нужна новая школа.

С тем, что необходимо ограничить прием детей со всего города в начальные классы 56-й гимназии  согласились практически все участники, включая директора гимназии.

Дмитрий Мусин жестко отреагировал на попытки Теслевой и замминистра Белозерова мотивировать причины форсированной оптимизации школьных учреждений  установками федерального центра и даже посланием Президента РФ: "При всем уважении. Ирина Михайловна, вы вольно перетолковали послание Президента Российской Федерации. Основная задача не сократить количество образовательных учреждений, а повысить качество обучения...  Закон у нас пишется не в интересах  чиновников, а в интересах людей. И если есть двусмысленность в ситуации, трактовать надо в пользу людей. Сегодня я не увидел, что решение принимается именно таким образом".

Мусин предложил всем инстанциям, в компетенции которых находится решение о реорганизации школы №67, отказаться от подобных планов, если они не устроят все стороны, включая в первую очередь, родителей, представляющих интересы своих детей.

- Разговаривать надо с людьми, - сказал Мусин.
- Мы разговариваем, - ответила Теслева.
- Так что люди на уличные акции уже вышли? - спросил Мусин.




Уже после окончания круглого стола в разговоре родителей с чиновницами горадминистрации была высказан идея, что можно было временно использовать незадействованные площади 67-й школы для учебного процесса старших классов 56-й без организационного слияния.

Одним из итогов круглого стола, возможно, станет смягчение позиции администрации города. Если в первые 20 минут мероприятия Ирина Теслева упирала на то, что решение о слиянии безальтернативное, то в последние 20 минут, говорил, что ничего еще не решено и большое спасибо родителям за этот круглый стол. "Это только стадия обсуждения, и мы услышали вас", - говорили чиновницы городского образования женщинам из родительского комитета, обступившим их после круглого стола.

Что точно показал круглый стол - это сплоченность родительской общественности 67-й школы и готовность бороться за нее до конца.

Что касается коррекционных классов 50-й школы, от которой была одна представительница, то Теслева пообещала, что как минимум на несколько лет планы о слиянии отложены.




школы

Previous post Next post
Up