Такую печальную репутацию остров Большой Тютерс приобрел потому, что немцы заминировали его настолько, что наши саперы разминируют остров до сих пор. Вот и недавно группа разминирования Балтийского флота гвардии старшего лейтенанта Аркадия Безносика уничтожила более семисот различных снарядов времен минувшей войны.
Этот остров расположен в центральной части Финского залива, в 75 км от побережья Финляндии и к юго-востоку от о.Гогланд. Представляет собой гранитную платформу, поросшую смешанным лесом. Этакий затерянный мир в водах Финского залива. Если бы не маяк, где анахоретом проживает его смотритель, то остров можно было спокойно называть «енотовым царством». Зверьки живут здесь испокон веков, не боятся людей и считают их личные вещи общим достоянием. Наверное, поэтому остров с недавних времен облюбовало для своих целей Российское географическое общество. Как ни странно это звучит, но такие небольшие острова в центре оживленной Балтики хранят в себе немало тайн, укрытых под пестрым ковром буйной растительности. Известен Большой Тютерс еще и как «остров смерти», поскольку его минные поля длительное время после Второй мировой войны не подвергались разминированию.
Стоит вспомнить, что только в октябре-ноябре 1939 года на Тютерс было сброшено более 2000 авиабомб и выпущено 4500 снарядов. Но это была, если так можно сказать, только пристрелка.
В октябре 1941 года под натиском немцев остров был оставлен Красной армией, но советское командование быстро осознало свою ошибку. Узость залива превратила его в ловушку - проход по фарватеру для наших кораблей становился смертельно опасным. Флот оказался заперт в Кронштадте, как в мышеловке. В новогоднюю ночь 1942 года на Тютерс высадился десант Красной армии и морской пехоты, но продержался недолго. Снабжения продовольствием и боеприпасами не было, посланное было подкрепление просто не дошло: лед на Финском заливе еще не окреп, под ним были полыньи, над ним - полметра ледяной воды. Бойцы замерзали прямо в пути, и немногим удалось вернуться на материк.
Впоследствии взять Большой Тютерс было все сложнее. Немцы перебросили сюда столько сил и средств, что он стал самым крупным опорным пунктом среди островов Финского залива, установили на острове батареи крупнокалиберных орудий, зенитки и корабельные пушки.
И как бы ни был насыщен боеприпасами Тютерс, еще больше их было в проливе между Тютерсом и островом Гогланд. В войну в этих водах немцами в общей сложности было выставлено несколько десятков тысяч мин, причем почти половина - на 9 с половиной морских милях между Гогландом и Тютерсом.
Под огнем врага наши тральщики делали проходы в минных полях, а немцы методично вываливали в пролив новые мины - тысячу за тысячей.
В дни войны считанные подводные лодки Балтфлота преодолевали этот смертельный фарватер. Мощь флота не была использована полностью, и война ушла отсюда только в 1944 году. Да и недалеко ушла. Сколько взрывоопасного металла находится на дне: погибшие субмарины и катера с торпедами, сбитые бомбардировщики с полной боеукладкой, десятки утонувших транспортов с боеприпасами, несколько артиллерийских кораблей с полными погребами. Да и сам остров перед эвакуацией был немцами заминирован. После войны предпринималось несколько попыток сделать его безопасным, но успешной оказалась лишь последняя из них. В 2005 году российские саперы совместно со специалистами Шведского агентства спасательной службы обнаружили и уничтожили более 30 тысяч взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны.
Надо отметить, что следы минувшей войны до сих пор видны здесь прямо на поверхности. Боев за остров в истории не отмечено, но складывается впечатление, что немецкий гарнизон покидал остров в спешке, как иные гости покидают чужое жильё. На побережье остались выведенные из строя немецкие артиллерийские орудия. В лесу остались проржавевшие фрагменты их боевой техники. Ну а боеприпасы, так те просто рассыпаны по всей территории острова.
Именно с этой целью на Большой Тютерс и прибыла группа разминирования, руководить которой было поручено гвардии старшему лейтенанту Аркадию Безносику, молодому, но уже довольно опытному морскому инженеру.
На его счету только за прошлый год числятся две тысячи обезвреженных боеприпасов. Поэтому, когда стал вопрос о разминировании, командир морского инженерного батальона гвардии майор Владимир Побрызганов поручил выполнение столь ответственной задачи именно ему.
На этот раз командиру группы не пришлось искать себе помощников, желающих было хоть отбавляй. Впрочем, молодому офицеру было из кого выбирать. Но свой выбор он остановил на двух друзьях, командирах саперных отделений гвардии старших матросах Владиславе Близнюке и Евгении Березенко.
Оба гвардейца уже имели опыт работы с боеприпасами в сложных условиях, когда немецкие снаряды приходилось доставать из проржавевших трюмов немецкой баржи, затопленной на реке Тростянка Зеленоградского района Калининградской области. Потому их опыт подходил под условия предстоящей работы.
Балтийцы отправились к месту выполнения боевого задания через три дня после получения приказа. За столь короткий срок мало того, что были проведены полная подготовки материальной части, получение подрывного боезапаса и продовольствия, так саперы умудрились провести и тренировки по основным моментам поиска, обнаружения и уничтожения взрывоопасных предметов. Особое внимание командир группы уделял мерам безопасности при извлечении боеприпасов и переноске их к месту подрыва. Как минимум два часа в день В.Близнюк и Е.Березенко проводили в учебно-тренировочном городке, где проверяли саперное вооружение.
Неделя, проведенная на Большом Тютерсе, для двух саперов и их командира стала временем стирания грани существенных различий между умственным и физическим трудом. В задачу группы входило по нанесённым на карту координатам отыскать боеприпасы, обнаруженные специалистами Западного военного округа при проведении на острове инженерной разведки, обследовать на наличие взрывоопасных предметов территорию в радиусе 200 метров от места обнаружения. Взрывоопасных предметов было много, и доставлять их к месту подрыва на безопасное расстояние приходилось вручную. В общей сложности на каждого пришлось по двести перенесенных боеприпасов. Это была физическая сторона дела, а после переноски наступала умственная часть, где вступали в действие математика расчетов и физика детонации. Если позволяла обстановка, то найденные боеприпасы уничтожались на месте. Взрывы над острове грохотали как гром среди ясного неба. Но все понимали, что с каждым днем территория становится более безопасней.
К концу дня саперам уже было не до великолепных красот белых ночей. Еще бы! Более 700 различных калибров в среднем имели вес до пяти килограммов. При несложном подсчете за неделю каждый перенес на руках тонну железа. Среди уничтоженных боеприпасов были артиллерийские снаряды калибром от 37 до 154 миллиметров, ручные гранаты, миномётные мины, а также представляющие наибольшую опасность противопехотные мины.
Гвардейцы выполнили задание в отведенные сроки. Теперь членам Географического общества можно приезжать на остров и заниматься научными изысканиями. Кто знает, какие открытия ждут их там, впереди.
"Страж Балтики"Юрий ВИКТОРОВ.
Фото автора.