Не допустить пересмотра решений Потсдамской конференции 1945 года, переоценки итогов Второй мировой, как идеологической основы пересмотра послевоенных европейских границ - актуальная задача для сохранения в составе Российской Федерации Калининградской области, сохранения мира и стабильности в Европе.
В информационных атаках Запада на итоги Второй мировой войны одним из направлений является ревизия решений Потсдамской конференции 1945 года, которая закрепила политические итоги войны, определила рамки европейских границ, в том числе принадлежность Восточной Пруссии с ее столицей Кенигсбергом Советскому Союзу.
При этом отметим, что решение по Восточной Пруссии родилось не в Потсдаме, а значительно ранее и обсуждалось уже на Ялтинской и Тегеранской конференциях. В послании Сталину (было получено в Москве 27 февраля 1944 года) Черчилль сообщал, что передачу Советскому Союзу Кенигсберга и прилегающей к нему территории английское правительство считает «справедливой претензией со стороны России… Земля этой части Восточной Пруссии обагрена русской кровью, щедро пролитой за общее дело… Поэтому русские имеют историческую и хорошо обоснованную претензию на эту немецкую территорию». В этом же послании Черчилль впервые высказался в пользу необходимости «осуществить переселение немецкого населения».
В настоящее время задача сохранения Калининградской области в составе Российской Федерации занимает особое место в контексте сохранения территориальной целостности страны, так как тема судьбы «северной части Восточной Пруссии»,
связанной напрямую с проблемами статуса и развития Калининградской области, ее принадлежности к Российской Федерации нередко поднимается в деятельности ряда политических и общественных организаций отдельных западных стран. В частности, тема судьбы Восточной Пруссии с начала 90-х годов прошлого века привлекает внимание США, Германии, Польши, Литвы. Неравнодушны к ней были также немцы Российской Федерации.
Для Соединенных Штатов главное - убрать из Калининградской области российский воинский контингент. В этой связи, в резолюции конгресса Соединенных Штатов, принятой еще в 1995 году, говорится, что «…Калининградский (Кенигсбергский) край должен быть превращен в демилитаризованную зону, а РФ обязана вывести свои вооруженные силы из этого края, так как существование Калининградской военной базы представляет опасность для мира и безопасности Европы, особенно для Литвы, которая чувствует себя в опасности между Калининградом и Белоруссией - двумя наиболее милитаризованными регионами в мире». После появления в средствах массовой информации этой резолюции американского конгресса вопрос демилитаризации, статуса Калининградской области на Западе дискутируется постоянно и на различных уровнях.
Тему «исторически утерянных земель» периодически поднимают определенные силы в Германии, где возникают рецидивы экстремистской тенденции пересмотра решений Потсдамской конференции и последующих советско-германских, советско-польских договоров в отношении «отсоединенных» от бывшего III Германского Рейха земель Восточной Пруссии. Интерес к Калининградской области, в этом контексте, проявляют свыше 150 различных неправительственных общественных организаций ФРГ, многие из которых открыто преследуют реваншистские цели. Особую активность в движении за возвращение прусских земель проявляют немецкие землячества, объединенные в «Союз изгнанных и лишенных родины». В немецком городе Ферден действует «Правительство Восточной Пруссии в изгнании». В ряде немецких земель сформированы «Молодежные землячества Восточной Пруссии», являющиеся так называемым резервом для Восточно-Прусского землячества.
Тема принадлежности Калининградской области к Российской Федерации не дает покоя определенным силам Литвы. Здесь эта тема постоянно муссируется в общественно-политических кругах, в средствах массовой информации. Так, один из «отцов-основателей» современной Литвы Ромуалдас Озолс со страниц центральных республиканских газет заявил, что «Россия должна быть лишена прав на Калининградскую область - край Караляучус (так область называют в Литве). Караляучус должен получить независимость! И Литва должна бороться за это!».
Ромулдас Озолс считает, что «юридический статус Караляучуса, переданный в администрирование Советскому Союзу вследствие договоренности между победителями во Второй мировой войне, давно окончен. Постановления Хельсинских договоренностей насчет неизменности границ давно стали проблематичными по той простой причине, что получившего полномочия их исполнять - Советского Союза тоже давно нет». Примечательно, но литовский националист ставит вопрос о перекройке не всех послевоенных границ этого региона (например, он молчит о передаче Вильнюса Польше, а двух третей Восточной Пруссии и Клайпеды - Германии), он твердит лишь об отторжения от России Калининградской области.
Одна из моделей статуса Калининградской области в новых геополитических условиях в видении наиболее радикально-националистической части польского общества - вхождение области в состав Польши, так как часть польского общества издавна рассматривала всю территорию Восточной Пруссии как исторически польскую землю. В деятельности польских общественных организаций по развитию отношений с Калининградской областью упор делается на многосторонние связи Польши и Калининградской области и расширение польско-калининградского трансграничного сотрудничества.
Целенаправленно осуществляя информационное воздействие на Калининградскую область, Запад целенаправленно влияет на формирование сепаратистских настроений у части населения региона, и, в первую очередь, у части, так называемой, региональной политической элиты. Еще в 1993 году, когда в России начался ельцинский «парад суверенитетов», в области была создана Балтийская республиканская партия (БРП), главной целью которой являлось отделение Калининградской области от России и провозглашение здесь независимого государства под названием Балтия. В июне 2003 года решением областного суда БРП была упразднена. Но в феврале 2005 года «республиканцы» объявили о создании Калининградского регионального общественного движения «Республика», главной целью которого было также провозглашение Балтийской республики, ассоциированного члена РФ и ЕС.
В целом, анализ складывающейся политической и информационной обстановки вокруг Калининградской области свидетельствует, что информационное наступление на решения Потсдамской конференции 1945 года по Восточной Пруссии не прекращается и в будущем при определенных условиях эти решения могут быть подвергнуты ревизии и пересмотру. Этого нельзя допустить.
Александр Новик