славяне и горцы

Oct 31, 2013 15:39

МИФ О РЕЛИГИОЗНО-ЭТНИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ
ГОРЦЕВ И СЛАВЯН, КОТОРОГО НЕ БЫЛО

Когда говорят, что основной причиной конфликта на Северном Кавказе является многовековое религиозно-этническое противостояние горских и славянских народов, то это либо заблуждение, либо откровенное вранье. Декларируемое противостояние является не более чем мифом, который раздувает пламя войны между народами Северного Кавказа и который развенчивается объективным анализом событий исторического развития этого региона, традициями дружбы и сотрудничества, хранимыми и поныне в памяти людей разных религий и этносов, проживающих на Северном Кавказе.



В ходе дискуссий о причинах нестабильной обстановки, живучести бандитского подполья на Северном Кавказе нередко выдвигается тезис о многовековом религиозно-этническом противостоянии горских и славянских народов, как основной причине конфликта в регионе. Однако данная версия есть не что иное, как либо заблуждение, либо откровенное вранье в угоду тем, кто разжигает на Северном Кавказе между народами, сепаратизм, кто организует террористические акты, акции устрашения населения, представителей власти и духовенства, исповедующего нормы традиционного ислама и выступающего против экстремистской идеологии ваххабизма.

Говорят, что ислам - исконная вера на Северном Кавказе. Неправда. Исконная вера на Северном Кавказе - язычество. В то же время, Северный Кавказ - одна из древнейших колыбелей христианства, первые семена которого были занесены сюда еще в I веке н.э. благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда христианство проникало и в среду заселявших Северный Кавказ адыгов (черкесов). По церковному преданию, святой апостол Андрей в 40-м году н.э. проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов и зикхов. Именно апостол Андрей Первозванный первым возвестил Слово Божие в горах Северного Кавказа.

В IV веке н.э. огромную роль в распространении христианства среди населения Северного Кавказа сыграл знаменитый отец церкви Иоанн Златоуст. В осетинском селе Галиате до сих пор сохранилась маленькая церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи - христиане.

История свидетельствует, что христианство существовало на Кавказе задолго до проникновения сюда ислама. Уже к VI веку, за четыре столетия до крещения Руси, основная часть местного населения стала исповедовать христианство. Неслучайно массовая исламизация Северного Кавказа в середине XVIII века нередко встречала сопротивление местного населения.


После крещения Руси в 988 году греческое влияние христиан на Северном Кавказе сменилось влиянием Русской Православной Церкви (РПЦ). Одним из выдающихся деятелей РПЦ на Северном Кавказе той поры являлся преподобный Никон, который около десяти лет распространял в этом регионе свет Христовой веры. Историк В.Сысоев пишет, что «дикий народ был объят изумлением, когда увидел иноческие подвиги Никона, толпами он сходился смотреть на дивного человека и скоро подчинился его влиянию». На территории нынешней Карачаево-Черкессии прекрасно сохранились Зеленчукские православные храмы той поры.

Почти одновременно с православием в VIII веке на Северный Кавказ начал проникать и ислам. Это проникновение происходило из Дагестана, куда ислам в VII веке был привнесен из Персии. Среди абазинцев, черкесов, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, осетин ислам утвердился только в XVIII-XIX веках. По свидетельству историков, «нынешние мусульмане Северного Кавказа - это потомки тех, кто отрекался от языческой веры под угрозой смерти от завоевателей-мусульман». В VII веке это была Персия, в XIII веке - монгольские орды, в XIV веке - нашествие Тамерлана, в XV веке - Крымское ханство и Османская империя.

Основной мотивацией принятия новой веры народами Северного Кавказа, как свидетельствует история, являлся не духовный фактор, а геополитические интересы соседних держав, которые и выступали инициатором распространения в этом регионе их государственной религии. В результате этих войн и нашествий цивилизация на Северном Кавказе пришла в упадок, от многих цветущих городов не осталось даже руин. Аланы (предки осетин) и адыги (предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов) уходят с равнин в горы, часть аланов переселяется в Закавказье. В предгорье отступают также часть половецких кочевых племен - будущие карачаевцы и балкарцы.

К XIX веку ислам внедрился на всей территории Северного Кавказа. Однако горцы еще долго и упорно защищали свою языческую и христианскую веру и «священников имели по греческому обряду». Незыблемые древние христианские храмы служили горцам постоянным напоминанием об утраченной ими под натиском завоевателей христианской вере своих предков. Письменные источники, сохранившиеся древние христианские памятники Северного Кавказа воссоздают перед нами сегодня славные страницы его церковной христианской, православной старины.

Низкий уровень у населения религиозного образования способствовал складыванию двойственной ситуации: с одной стороны население принимало новую веру, с другой - не было знакомо со всей атрибутикой этой новой веры. В результате, христианская обрядность, а затем и исламская, тесно переплетались с языческими традициями. Все это способствовало сохранению большой живучести среди горцев христианских религиозных традиций. Поэтому не удивительно, что мусульманский Кавказ, в отличие от исламского Ближнего Востока, сохранил приверженность адату, а законы шариата ему были чужды. Это создавало благодатную почву не для противостояния, а для взаимопроникновения язычества, христианства и ислама.

В целом же, все это способствовало мирному сосуществованию христианства и ислама. Все военные конфликты между казачеством и горцами (а они были) носили сугубо бытовой характер. Например, даже в годы Кавказской войны православный епископ, совершая объезд своей епархии, спокойно мог посетить горский аул, жители которого оказывали ему достойный прием. Примечательно, что в архивных документах эпохи Кавказской войны нигде не встречается сообщений о целенаправленном уничтожении православного духовенства. Для горцев Кавказская война не была войной за истинную веру, а была борьбой за политическую независимость.

Но, в конце концов, произошло то, что произошло. Как уже отмечено выше, к XIX веку ислам занял господствующее положение на Северном Кавказе. Так распорядилась история. В настоящее время (согласно исследованию 2002 года) исламской веры придерживаются: в Ингушетии - 98%, в Чечне - 96%, Кабардино-Балкарии - 70%, Карачаево-Черкессии - 63 % жителей.

Сегодня апологеты сепаратизма и идейные вдохновители бандподполья на Северном Кавказе спекулируют этими цифрами и утверждают, что причиной конфликта в регионе является именно многовековое противостояние религий, этносов. Нет такой причины. Полное заблуждение и откровенное вранье. Ислам и православие на протяжении многих веков мирно сосуществуют как на Северном Кавказе, так и в России в целом. Конфессиональное же противостояние - говорят ученые сегодня, это не историческое явление, присущее народам Северного Кавказа, а продукт современных политтехнологий. Для понимания взаимодействия ислама и христианства важно учитывать три фактора: исторический, политический и религиозно-культурный. Подтвердим это историческими событиями и фактами.

У ислама и православия одинаковые исторические судьбы - обе религии были привнесены извне, причем почти одновременно: ислам появился на будущей российской территории в Волжской Булгарии в 922 году, а крещение Руси, как известно, состоялось в 988 году. И с тех пор ислам и православие и на территории России, и на территории Северного Кавказа существуют мирно, без особого противостояния (определенные противоречия в богословской теории не в счет).

Главное - у православия и ислама одна основа веры - вера в единого Бога. Богословы всегда взаимно ценили религиозные воззрения друг-друга и никогда не принижали значение религий своих визави. Скорее, наоборот. Например, глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде по случаю 1025-ти летия крещения Руси публично отметил важное значение принятия христианства для всей истории России «как в морально-духовном плане, так и в процессе становления могущественного российского государства».

Ислам и православие признают одних и тех же пророков (например, Адама, Ноя, Иова, Моисея, Авраама,, Исмаила, Илию, Иоанна, Иосифа, Давида, Соломона, Иисуса).

В священных теориях обеих религий много параллелей. И главная из них состоит в том, что и христианство, и ислам - две великие мировые религии, которые призывают людей к миру и добрососедству, зовут своих приверженцев к открытости и нравственному совершенствованию. Обе религии сближает общее понимание важнейших духовных ценностей, стремление на основе высоких нравственных норм сформировать добродетельную личность, воспитать в человеке добрые качества и позитивное отношение ко всем религиям, здоровую семью и гармоничное общество. Например, православие часто называют религией любви, а ислам - религией справедливости. При этом, как говорят представители духовенства обеих религий, в земной жизни справедливости не о чем спорить с любовью. Какое же здесь противостояние?

И у православных, и у мусульман было всегда единое святое чувство долга по отношению к защите Отечества от внешних врагов. Воины-мусульмане воевали даже со своими единоверцами, если они нападали на их Отечество. В этом контексте уместен пример, когда до Октябрьской революции в русской армии были отдельные мусульманские полки, полковые муллы, и мусульмане на Коране приносили клятву на верность русскому царю. Традиция создания национальных воинских соединений была возрождена и в советское время, в годы Великой Отечественной войны, когда на ее фронтах воевали национальные соединения из республик Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии и т. д. Среди советских воинов сотни Героев Советского Союза мусульманской веры, тысячи из них награждены боевыми орденами и медалями. Это лучшее доказательство того, что воины Красной Армии, исповедовавшие ислам, строго следовали завету пророка Мухаммада: «Любовь к Родине - это часть твоей веры».

Общая традиция православия и ислама - паломничество. Вот уже на протяжении более 12 веков последователи православной и исламской веры, проживающие на территории России, не считаясь с расстояниями, трудностями и большими расходами, спешат лицезреть вблизи величайшие святыни своей религии, душевно очистится от грехов и заслужить особый статус - статус паломника, тем самым приобрести перед своим народом значимое уважение и авторитет. И для христианина, и для мусульманина святые места - это та часть вселенной, где происходит чудо, где ему помогут. Путь российских православных паломников пролегает в Иерусалим, путь мусульман-паломников идет в Мекку и Медину. Сохранилась эта традиция у российских христиан и мусульман и сегодня.

Апологеты сепаратизма в основу политики по отделению Северного Кавказа от России кладут тезис о насильственной колонизации Россией этого региона. Данному тезису историки противопоставляют многочисленные документы, хранящиеся в российских архивах, о том, что процесс вхождения северокавказских народов в состав России строился на добровольной основе. Исторические источники наглядно демонстрируют, что изначально инициатива вхождения исходила не от России, а от горцев Кавказа. Именно в Российской империи кавказские народы видели свое спасение от Турции, стремившейся всеми силами посредством религии укрепить свое положение на Кавказе, от постоянных вторжений полчищ крымских татар. Время подтвердило, что мирная жизнь на Северном Кавказе установилась лишь в результате включения его в российское территориальное пространство.

Приведем один из примечательных примеров истории этой проблематики. В 1781 году, удовлетворяя ходатайство чеченского народа, Россия заключила с ним договор, который заканчивался клятвой чеченцев: «Мы представители всего чеченского народа клянемся пресвятым Ал-кораном, всемогущим Богом и пророком Магомедом, о том, что будучи с древних пор подданными России просим о принятии себя в вечное подданство. Хотим и должны служить вечно, верно и послушно. И пока живы, мы и наши потомки должны добровольно защищать Отечество российское. Презирать и бороться с теми, кто нарушит сию клятву». Похоже, те, кто стоял у истоков российско-чеченского противостояния в первой и второй кампаниях, не знали этого или преступно проигнорировали историческое завещание предков.

Позитивной предпосылкой для диалога между горцами и славянами Северного Кавказа сегодня служат те традиции, которые складывались столетиями в экономических связях, в сфере быта, культуры. Проживший много лет в Карачае учитель В.Колесников писал: «Русское влияние сильно сказалось на карачаевце…И стал карачаевец думать, как бы ему построить русский домишко или хоть в своей сакле проделать ненужное до сего времени окно и сделать русскую печь да поставить столик с табуреткой».

Одна из традиций - заимствование казаками у горцев фасона одежды и вооружения, так как они были лучше приспособлены к местным климатическим и боевым условиям. Горский костюм, состоявший из скроенных в талию бешмета, черкески и суживающихся книзу штанов, с высокими мягкими сапогами, был удобен во всех ситуациях и отражал представления горцев о красоте, мужественности, олицетворял тип лихого и отважного наездника, и который на Северном Кавказе стал понятен и близок казакам.

Горцев и славян роднит и такая традиция, как гостеприимство, когда гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание хозяев, все тепло душевных отношений. Этот обычай у обоих народов имеет глубокие исторические корни.

Особая сфера, в которой сложились глубокие традиции сближения и сотрудничества славян и горцев, это сфера духовной культуры. Именно православные священники явились первыми носителями грамотности среди простых горцев. С 1860 года они начали создавать школы для образования горского юношества, проводили другие мероприятия для «возвышения образования» среди местных жителей. Например, в 1861 году преподаватель Ставропольской губернской гимназии У.Берсей составил адыгейскую азбуку на основе русской графики, через год его коллега Петр Услар на аналогичном принципе создал чеченский букварь. В 1898 году при Спасско-Преображенском женском монастыре в нынешней Карачаево-Черкессии православным духовенством была открыта первая в этом районе школа грамоты для горских детей. Спустя год при Ставропольской епархии было открыто еще семь таких школ. Начали открываться, также, школы для мусульманского духовенства.

Взаимно обогащались литература и искусство. Например, даже в непростых условиях Кавказской войны 1818-1864 годов русская литература обогащалась сюжетами, образами, символами и смыслами, связанными с Кавказом. Писатели А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Бестужев-Марлинский, художники Г.Г.Гагарин, Ф.Ф.Рубо, Б.А.Пансер, композиторы М.И.Глинка, М.А.Балакирев заложили основы преодоления межэтнического и религиозного противостояния на Северном Кавказе.

В свою очередь, большой вклад в развитие культуры северокавказских народов, знакомство с ней российской общественности, просвещение своих народов, поиск эффективных путей включения Северного Кавказа в социокультуную систему Российской империи, Советского Союза внесли адыги Эфенди Магомет Шапсугов, Хан-Грей Шора Ногмов, Умар Берсей, осетины Иван Ялгузидзе, Валерий Георгиев, дагестанец Росул Газматов, чеченец Махмуд Эсинбаев, русский Михаил Шолохов и многие другие.

В целом к концу 50-х годов XX века был достигнут высокий уровень интегрированности народов Северного Кавказа в советское общество. Этим процессом были затронуты все наиболее значимые сферы: экономика, быт, культура, язык, образование, институт семьи и брака и др. Все это создавало благодатную почву и для мирного сосуществования в регионе православия и традиционного ислама.


К сожалению, в 90-е годы XX века, когда распался Советский Союз, системный баланс отношений между народами Северного Кавказа был разрушен. Магнетизм, притягательность русской культуры, ее доминантная, интернациональная роль в регионе стала утрачиваться, часть интеллигенции коренных народов дистанцировалась от российской социокультурной системы.

В республиках Северного Кавказа, не без влияния из-за рубежа, стали активно развиваться центробежные процессы актуализации этнических и религиозных самоидентификаций горских народов и на этой основе - формирования религиозно-этнической оппозиции России. Особую опасность представляет целенаправленное распространение на Северном Кавказе нетрадиционных политизированных течений в исламе, выступающих под флагом экстремистского ваххабизма, который уже в своей первооснове задумывался его создателями как разрушительная сила. Где бы он ни появлялся, в любом регионе, в том числе и на Северном Кавказе, там роль ваххабистов сводится к ревизии ислама. В условиях Северного Кавказа ваххабизм приобрел ярко выраженный радикальный и воинствующий характер, направленный к одной главной цели - развал России, отторжение от нее Северного Кавказа.

Сегодня салафизм молодеет и находится в стадии наступления. Под эгидой ваххабистов на Северном Кавказе созданы многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения. Возвратившись на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жесткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама. В самой России на средства благотворительных фондов, прежде всего саудовских, открыты десятки учебных заведений, в которых открыто пропагандируется ваххабизм.

Боевики «Имарат Кавказа» организовали настоящую охоту на муфтиев и имамов, которые придерживаются канонов традиционного ислама и выступают протии воинствующего ваххабизма. Например, летом 2006 года так называемый амир Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров (амир Сейфуллах) в своем обращении к мусульманам республики, опубликованном на сайте «Квказ-центр», предупредил, что если имамы-предатели не исправятся, то они будут уничтожены. После этого заявления нападения на имамов традиционного ислама на Северном Кавказе резко участились.

Однако мы не можем не констатировать и того, что веками складывающиеся мирные взаимоотношения христианства и ислама, дружба и взаимное проникновение культур населяющих Северный Кавказ людей не исчезли бесследно, объединяющие традиции этой дружбы и общей культуры, о которых шла речь выше, живут в памяти народной и бытовых привычках людей и они, что бы там ни говорили, составляют стержень общественной жизни северокавказских республик. Утверждения же нынешних идеологов сепаратизма на Кавказе о многовековом конфликте горских и славянских народов на религиозно-этнической почве - не более чем миф и выдумка тех, кто стремится оторвать Северный Кавказ от Российской Федерации.

С опорой на сохранившиеся традиции дружбы, объединяющие горцев и славян, сотрудничество православия с традиционным исламом, при беспристрастном анализе и оценке трагических страниц истории Северного Кавказа, есть все возможности восстановить складывающийся последние два века баланс интересов всех, проживающих в регионе людей, их культур, воссоздать духовную близость православных славян и мусульман не только на экономико-географической основе, но и в историческом контексте. Как утверждают богословы обеих религий, «диалог между православием и исламом имеет прочные основания и большое будущее».

Этот диалог может быть обращен на расширение широкого круга социально-политических, культурных, духовно-нравственных и собственно религиозных вопросов. Почвой для такого диалога должны стать толерантность, общие ценностные ориентиры и давний опыт предков - былых тесных контактов во всех сферах жизни в регионе. Будет такой диалог - будет мир и согласие на Северном Кавказе, будет и его будущее в составе Российской Федерации.

Александр Новик.

Previous post Next post
Up