Стремление Соединенных Штатов к нарушению военно-стратегического паритета в Европе между США, НАТО и Россией подрывает стабильность в регионе, поскольку развертывание ЕвроПРО является потенциальной угрозой для российских стратегических ядерных сил сдерживания, а при уравнивании потенциалов по нестратегическому ядерному оружию нарушается равновесие суммарных потенциалов ядерных и обычных вооружений, и США с НАТО приобретают абсолютное некомпенсируемое превосходство по силам общего назначения.
Как заявил 27 февраля 2013 года на коллегии Министерства обороны РФ президент Владимир Путин, извне предпринимаются методичные попытки расшатать стратегический баланс в мире, который является ключевым элементом устойчивости международной безопасности, обеспечивающий равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон.
Главная цель баланса сил - предотвращение доминирования в международной системе одного или группы государств, что обеспечивает в мире стратегическую стабильность. В современном мире понятие военно-стратегического паритета тесно связано с проблематикой региональной безопасности, в данном случае - европейской безопасности.
Когда говорят о военно-стратегическом паритете, то имеют в виду, прежде всего, ядерный паритет. Примерный ядерный паритет между СССР и США, благодаря которому многие годы сохранялся мир на планете, был достигнут к середине семидесятых годов. Сохранился этот ядерный паритет и в новейшей истории, когда правопреемницей Советского Союза стала Россия.
По состоянию на конец сентября 2010 года Пентагон располагал примерно 5113 боезарядами, как уже размещенными на носителях, так и находящихся в активном резерве и на хранении. В составе стратегических ядерных сил России по состоянию на июль 2010 года, по оценке госдепартамента США, находилось 608 стратегических носителей, способных нести 2683 ядерных боезаряда. По состоянию на 22 января 2013 года, в составе стратегических ядерных сил (СЯС) РФ находилось 444 развернутых стратегических носителя, способных нести 2319 ядерных зарядов.
Как видим, по количеству ядерных зарядов и их носителей паритета между США и РФ как бы нет. Но паритет в гарантированном взаимном уничтожении наших стран (и заодно большей части остального мира) в ядерном апокалипсисе со времен распада СССР сохранился. Более того, в обозримом будущем ни одна держава или блок государств не сможет обзавестись таким количеством ядерных боеприпасов и средств их доставки. И пока в распоряжении России и США остаются такие мощные арсеналы, двусторонние отношения вынуждены пребывать в рамках стратегической стабильности. Обладая самыми могучими ядерными арсеналами в мире, Россия и США не имеют права воевать друг с другом или даже провоцировать оппонента на конфликт. Слишком высока ответственность и ужасающи последствия серьезных провокаций.
Отсюда такой резонанс, который вызывает развертываемая Соединенными Штатами глобальная система противоракетной обороны, ее европейский сегмент ЕвроПРО, представляющие потенциальную угрозу для российских стратегических ядерных сил сдерживания. По сути дела речь идет о лишении России возможности ответного удара, а значит, устранения фактора стратегического сдерживания. О каком-то европейском элементе военно-стратегического паритета между Россией и США в этом случае не может быть и речи.
Решение администрации Барака Обамы принять новый план противоракетной обороны в ответ на угрозу, которую для США представляет собой ракетный комплекс и ядерная программа Северной Кореи, дает возможность России уладить продолжительные споры с США и их союзниками в Европе вокруг вопроса ЕвроПРО. Речь идет о решении отменить программу по разработке и размещению новейших ракет-перехватчиков SM-3II в Восточной Европе, что должно было стать четвертым этапом развертывания ЕвроПРО и что представляло бы собой угрозу ядерному сдерживающему потенциалу России.
В то же время, как отмечают эксперты, после отмены четвертого этапа в строительстве ЕвроПРО все аспекты стратегической неопределенности, связанные с угрозой для российских СЯС, остаются. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков настаивает, что и усеченная система ЕвроПРО может представлять угрозу ядерному потенциалу РФ. При этом наиболее опасными для российских СЯС являются корабельные системы ПРО, оснащенные современными радарами и перехватчиками баллистических ракет малой, средней и большой дальности. Именно ракета «Стандарт-3», запущенная с корабля в 2008-м, поразила американский спутник на высоте 247 километров.
Следует обратить внимание на перспективный рост корабельной составляющей глобальной ПРО США. Планируется, что к концу 2013 года ВМС США будут иметь 32 корабля ПРО, а всего в американских планах к 2021 году оснастить 93 таких судна. Именно они способны выйти в наиболее удобные для перехвата районы, к основному пучку траекторий российских ракет. Пентагон уже отрабатывает варианты развертывания морских группировок с системами ПРО «Иджис» и крылатыми ракетами в акваториях Балтийского и Баренцева морей.
Динамично создается глобальная информационная система наблюдения и атаки, включающая космическую, наземную, корабельную и авиационную группировки. Целевые задачи всех этих мер - непрерывное наблюдение за системами управления стратегическими силами и другими объектами противника и подавление их в случае необходимости.
Таким образом, с отменой четвертого этапа развертывания ПРО США в Европе угроза развертываемой ПРО для российских СЯС сохраняется, и ее устранение продолжает оставаться одной из важнейших задач в поддержании военно-стратегического паритета в Европе.
Не менее важная задача в поддержании военно-стратегического паритета на континенте - сохранить компенсацию нестратегическим ядерным оружием превосходства Североатлантического альянса перед Россией в обычных вооружениях.
Дело в том, что объединенные вооруженные силы НАТО превосходят группировку вооруженных сил Российской Федерации на Западном направлении в 9 раз по танкам, в 5 раз по самолетам, в 6 раз по кораблям, а также обладают абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования. В странах НАТО в 5 раз больше чем в России численность населения, в три раза больше численность вооруженных сил и более чем 30 раз - военные расходы.
В то же время у нас сохраняется преимущество в количестве нестратегического (по американской терминологии - «тактического») ядерного оружия (НСЯО). США располагают примерно 500 ядерными боеприпасами «активного арсенала» для НСЯО. В том числе 200 единиц размещены на складах США в пяти европейских странах: Бельгии, Италии, Нидерландах, Турции, Германии. У России, по оценкам зарубежных аналитиков, боеприпасов такого предназначения имеется 2000 - 2500 единиц. Ими-то Россия и компенсирует превосходство Североатлантического альянса перед Россией в обычных вооружениях.
Причем здесь следует отметить, что позиция России основывается не на стремлении достичь паритета с США или НАТО по НСЯО, а на принципах равной безопасности сторон, основанной на оборонной достаточности с учетом ядерных и обычных вооружений (в том числе у сил передового базирования США и НАТО).
Сегодня США пытаются убедить мировую общественность в том, что установление паритета между США и Россией в области тактического ядерного оружия, в том числе на европейском континенте, будет способствовать укреплению стратегической стабильности в мире и в Европе. Но очевидно, что это путь не на укрепление, а на подрыв стабильности, поскольку при уравнивании потенциалов по НСЯО нарушается военно-стратегическое равновесие суммарных потенциалов ядерных и обычных вооружений, а США и НАТО приобретают абсолютное некомпенсируемое превосходство по силам общего назначения.
Из этого следует, что паритет с США по НСЯО в современных условиях для Российской Федерации неприемлем, а переговоры между США и РФ о сокращении Россией НСЯО могут стать возможными для РФ лишь при условии вывода из Европы американских ядерных боеприпасов на территорию США и обязательного учета влияния ядерных и обычных вооружений других стран на стратегическую стабильность в регионах, прилегающих к территории России.
В упомянутом выше заявлении Владимир Путин отметил, что динамика геополитической обстановки в настоящее время требует, чтобы уже в ближайшие три-пять лет российская армия вышла на «принципиально новый уровень возможностей», соответствующий внешним угрозам. И главной из них здесь на Западе остается развертываемая Соединенными Штатами и НАТО Европейская система противоракетной обороны.
Александр Новик