По Украине бодро шагают люди с факелами. Они сжигают книги. Они сжигают заживо людей. Они вскидыват руку в нацистском приветствии, а СМИ "древнейшей нации на континенте" пока еще стыдливо отворачивают объективы. Но это ненадолго. Скоро они не будут стыдиться этого. Бандера уже "герой", а тысячи подвергшихся насилию немок глядя в наглые лица приезжих, вряд ли продолжат так же уверенно считать Гитлера ублюдком. В конце-концов, Гитлер для них ублюдок только на экране и в книжках, а приезжие ублюдки, злость против которых копится и копится - вот они. Рядом.
Интересно было ознакомиться со взглядом Николая Калинина на процесс возрождения настоящей европейской ценности - фашизма. Вот он:
Реабилитация нацизма - явление, характерное для многих стран на постсоветском пространстве. Вот и в Эстонии уже снимают классику местного кинематографа, посвящённую «героям» из батальонов Waffen-SS, переворачивая реальную историю с ног на голову. О настоящих же «подвигах» эстонских эсэсовцев читайте в материале Николая Калинина.
В последнее время история все чаще перестает быть наукой и превращается в мощнейший инструмент психологического воздействия на человеческое общество. Правда, в этом случае от истории, как науки факта, мало что остается. Или не остается вообще ничего, а под «историческими фактами» обществу преподносится чудовищная ложь.
Для чего это делается? Разумеется, для достижения политических целей. За примерами далеко ходить не надо: в 1991 году приход к власти «демократических» сил состоялся на волне эксплуатации темы репрессий, раскулачивания, ГУЛАГа и прочих исторических событий, раздутых и извращенных до степени грандиозной пропагандистской кампании, направленной на полную дискредитацию КПСС и всего советского строя. Два года назад у руля Украины встали люди, захватившие власть в процессе грандиозной эксплуатации темы виновности русских в голодоморе, а также темы ОУН и Бандеры как спасителей Украины. В современной России история также нещадно используется в политических целях: возьмём хотя бы повсеместное козыряние советской символикой (даже гимном) при либеральном правительстве и совершенно антисоветском экономическом курсе.
В Эстонии… Но про Эстонию мы поговорим отдельно. Тут случай совершенно уникальный. Иногда даже создается впечатление, что в этой стране наука История умерла полностью, а ей на смену пришли сказки разного формата, разной степени бреда и идиотии.
В 2015 году в прокат вышел художественный фильм «1944» совместного эстонско-финского производства, посвящённый солдатам 20-й эстонской войсковой гренадерской дивизии SS и, в меньшей степени, солдатам 8-го эстонского стрелкового корпуса Красной Армии. Естественно, солдаты Waffen-SS показаны благородными воинами, борющимися за независимость Эстонии от «кровавых большевиков». Фильм начинается с диалога двух эсэсовцев, один из которых рассказывает, как его семью депортировали в Сибирь. Тема "зверств" советской власти красной линией (уж извините за каламбур) проходит через всю картину и показана с помощью разных приемов: это и диалоги героев, и различные эпизоды, среди которых расстрел эстонских мирных граждан с советского самолета, или попытка советского капитана расстрелять эстонских подростков.
Режиссёр Элмо Нюганен
Не менее интересен и другой идеологический реверанс сценаристов. Создатели фильма даже умудрились дистанцировать эсэсовцев от нацизма весьма своеобразным образом: в фильме эстонские солдаты SS очень пренебрежительно отзываются о Гитлере (которому они,смеем напомнить, присягали на верность).[1] Кроме того, в нём нет ни одного упоминания о реальной истории этой дивизии Waffen-SS - в частности, о чудовищных преступлениях перед русским, эстонским, белорусским и еврейским народами.
Можно даже констатировать, что непрерывные военные преступления 20-й эстонской гренадерской дивизии SS - это и есть главная история этой дивизии.
О каких же исторических фактах «забыли» упомянуть создатели фильма? Как вообще получилось у авторов полностью проигнорировать историческую правду и заменить фактический образ эстонских эсэсовцев как кровавых убийц гражданского населения и военнопленных на фантастический образ «защитников независимости Эстонии»?
20-я эстонская дивизия СС
Для начала следует вспомнить процесс создания этой дивизии. Примерно в конце лета 1941 года, административными инстанциями Вермахта были сформированы шесть эстонских охранных батальонов (Estnische Sicherungs-Abteilungen), имеющих нумерацию от 181 до 186. Затем, в ноябре 1941 года немцы формируют эстонские шуцманшафт-батальоны общей численностью в 9000 человек. Эти батальоны сначала имели нумерацию от 29 до 42, несколько позже от 286 до 292. А 22 декабря 1943 года были переименованы в эстонские полицейские батальоны (Estnische Polizei-Bataillone).[2]
В начале августа 1942 года Гитлер разрешает создание Эстонского легиона. Официально Эстонский легион SS создан приказом SS-FHA в октябре 1942 года. В мае 1943 года он переформирован в 3-ю эстонскую добровольческую бригаду SS, а она, в свою очередь, в январе 1944 года - в дивизию. Официальное название стало таким: 20-я войсковая гренадерская дивизия SS (Эстонская №1).
Документально установлено, что в неё вошли следующие эстонские и немецкие части и подразделения: три эстонских охранных батальона, которые позже получили наименования «восточных батальонов»,[3] примерно 250 эстонцев из местных шума-батальонов.[4] В феврале 1944 года в район станции Мыхва прибыл 33-й учебный запасной батальон бригады и личный состав различных полицейских формирований, которые вместе с новобранцами последней мобилизации сформировали новую дивизию.[5] В неё также попала 1-я рота батальона Waffen-SS специального назначения (1.Kp./Bataillon der Waffen-SS z.b.V.).[6] Таким образом, в 20-ю эстонскую войсковую дивизию SS попал личный состав всех ранее сформированных эстонских подразделений (некоторые вошли в полном составе, некоторые, после расформирования, лишь частично), а также немецкие подразделения Waffen-SS.
Символика эстонских нацистов
Для чего я акцентирую внимание на всех этих военных формированиях? Только для того, чтобы в последующем перечислении фактов было четкое понимание того, что все они имеют самое прямое отношение к 20-й эстонской войсковой гренадерской дивизии SS.
Теперь поговорим о фактах. Начнем с 1941-42 годов - периода массового уничтожения гражданского населения на оккупированных территориях Прибалтики и Белоруссии.
Зимой 1941-42 года командованию полиции порядка Белоруссии были подчинены несколько литовских, латышских и эстонских шуцманшафт-батальонов, так как немецкие полицейские батальоны, выполнявшие свои функции в Белоруссии, были отправлены на фронт. Прибывшие из прибалтийских республик были задействованы в массовых убийствах еврейского населения и советских военнопленных в Белоруссии. Например, в октябре-ноябре 1941 года два литовских шума-батальона, выполняя приказы командования полиции порядка Белоруссии, участвовали в убийстве более 17 000 евреев и советских военнопленных в районе Минска.[7] 8 августа 1942 подобный приказ был издан для нескольких прибалтийских шума-батальонов, среди которых находился 36-й эстонский. Исходя из этого приказа, подобные действия должны были быть выполнены в Слониме, Столбцах, Налибоках, Логойске и Новогрудке.[8]
А 281-й охранной дивизии был передан 39-й эстонский шума-батальон. Он в августе 1942 года ликвидировал две еврейские семьи под предлогом возможной поддержки ими партизан и распространении листовок.[9] Кроме 39-го эстонского шума-батальона, в 281-ую охранную дивизию вошёл еще и 40-й эстонский шума-батальон.[10] Оба они находились в составе дивизии до конца 1943 года, периодически участвуя в кровавых антипартизанских операциях на территории Ленинградской области (ныне Псковской). Часть населения в районах проведения таких операций уничтожалась, а другая часть депортировалась в концентрационные лагеря “Lublin” и “Auschwitz” по приказу рейхсфюрера SS Гиммлера.[11]
В сентябре 1943 года, 30-й эстонский шума-батальон был задействован в мероприятиях в рамках «Акции 1005».[12] Специальная команда, сформированная из служащих этого батальона и немецких полицейских, приняла участие в мероприятиях по ликвидации массовых захоронений ранее уничтоженных советских граждан в районе Пушкина, Красногвардейска, Вильнюса и Каунаса. В качестве рабочих по извлечению трупов и их кремации были использованы лица еврейской национальности. Под Красногвардейском после окончания работ, рабочие были расстреляны и сожжены в амбаре с соломой. Затем подобные мероприятия проводились в районе Мги, Чудово, Слуцка и Вильнюса. Число рабочих в каждом районе варьировалось от 15 человек в Красногвардейске до 60 человек в Вильнюсе. После окончания работы их расстреливали и их трупы также сжигали на кострах.[13]
Лагерь Klooga. Одна из первых фотографий с места ликвидации узников лагеря.
Упомянутая выше 1-я рота батальона Waffen-SS специального назначения, которая также вошла в состав 20-й эстонской дивинзии SS, больше года находилась в составе айнзатцгруппы А и вместе с подразделениями её, такими как зондеркоманда 1b, занималась уничтожением гражданского населения Белоруссии. Например, в октябре 1942 года рота была задействована в массовых убийствах евреев в районе Минска. Она участвовала в расстрелах женщин и детей без оглядки на возраст.[14]
В ноябре 1943 года эстонская бригада SS приняла участие в крупной антипартизанской операции «Генрих». Операция проводилась в треугольнике Полоцк - Себеж - Невель и имела цель ликвидировать так называемую «Партизанскую республику Россоны».[15]
Итог операции - 5452 человек местного населения были убиты, изъято 476 единиц стрелкового оружия. Это значит, что из этого числа убитых, вооруженных партизан было около 500 человек, а остальные пять тысяч - гражданское население района проведения операции. Кроме того, в концентрационные и трудовые лагеря было угнано 15810 человек местного населения.[16]
В сентябре 1944 года эстонские солдаты Waffen-SS из 20-й эстонской войсковой дивизии SS были задействованы в уничтожении узников трудового лагеря “Klooga”. Этот лагерь находился в 70 км юго-западнее Таллина. В нём содержалось около 3000 евреев, мужчин и женщин, а также около 100 советских военнопленных. Лагерь охранялся немецкими и эстонскими солдатами Waffen-SS. 19 сентября 1944 года в 5 ч. утра заключенным приказали построиться. Комендант Вильгельм Верле сообщил узникам о том, что они будут якобы эвакуированы в Германию. Вскоре после этого, 300 заключенных, под предлогом подготовительных работ по эвакуации, были направлены в лес, где примерно в 1 км севернее лагеря находилась лесная поляна. Там находилось 700 эстонцев, арестованных за уклонение от мобилизации. Всех этих людей задействовали: одна группа должна была заниматься заготовкой дров, остальные должны были соорудить 4 костра из досок, поленьев и веток. После того, как основания костров, размером 6 на 6 метров, были готовы, немцы приступили к мнимой «эвакуации» заключенных лагеря. Из 2400 евреев и 100 советских военнопленных формировались группы по 30 человек. Группы заставляли лечь лицом вниз на подготовленное основание костра компактными рядами по всей его площади. После этого, команда немецких и эстонских солдат SS убивала заключенных выстрелом в затылок из пистолетов и пистолетов-пулеметов. Затем на расстрелянных укладывался ряд поленьев, после чего операция повторялась вновь: новая группа укладывалась сверху и расстреливалась. Таким образом, убивали практически всех узников лагеря, в том числе и женщин, а также больных и персонал лагерного госпиталя. После этого костры поливались бензином и поджигались. Спастись удалось лишь нескольким узникам, совершившим побег во время проведения этой операции.
28 сентября 1944 года подразделения Красной Армии ворвались в лагерь и обнаружили в лесу последний подготовленный костер из сложенных рядами поленьев и трупов, который немцы не успели поджечь. В отчете советской комиссии военных прокуроров и судебных медиков сообщалось, что, по свидетельским показаниям, не все во время расстрелов были убиты. Многие из них ранены и, как установлено медицинскими исследованиями обгоревших трупов, сожжены при жизни.[17]
В 1960 году в Берлине проходил судебный процесс над гауптштурфюрером SS Вильгельмом Шеффером (OG vom 20.05.1961, 1 Zst (I) 1/61). Во время своей службы в 20-й эстонской гренадерской дивизии SS подсудимый занимал должность командира взвода мотоциклетного батальона дивизии. С 1943 и до начала 1945 года он и его подразделение участвовали в большом количестве антипартизанских мероприятий. Во время таких мероприятий арестовывались люди, подозреваемые в партизанской деятельности, которых после допроса помещали в специальный лагерь. По прошествии некоторого времени все они расстреливались. Расстрелы проводились специально сформированной командой из солдат дивизии. Если во время таких рейдов «подозрительных» граждан не удавалось обнаружить, то деревня сжигалась, а ее население угонялось солдатами SS на сборный пункт дивизии. Угонялись все без исключения: мужчины, женщины, дети и старики, которые также были расстреляны специальной командой дивизии. За проведение подобных мероприятий Вильгельм Шеффер был награжден Железным крестом 2-го класса.[18]
Вот лишь несколько ярких эпизодов из реальной истории эстонских солдат Waffen-SS, которая представляет непрерывную череду кровавых и иногда совершенно изуверских преступлений (как ликвидация узников лагеря “Klooga”). Что удивительно во всей этой истории с фильмом «1944», так это полное отсутствие какой либо официальной реакции со стороны российских государственных министерств и ведомств на факт создания и показа в нашей стране этого фильма.[19] Режиссер - Эльмо Нюганен - регулярно работает в России, ставит свои постановки, например в Большом драматическом театре им. Георгия Александровича Товстоногова в Петербурге. Все это происходит на фоне постоянных судебных процессов в Эстонии над советскими ветеранами ВОВ, например над 88-летним подполковником советской милиции Павлом Илларионовичем Бойцовым, или над 89-летним фронтовиком, Героем Советского Союза Арнольдом Мери и многими другими… Нет, Эльмо Нюганена никто не судит за пропаганду и реабилитацию нацизма и он спокойно продолжает работать в России, в то время как в эстонских судах продолжают доводить до инфарктов и инсультов ветеранов ВОВ и ветеранов правоохранительных органов СССР, некоторые из которых умирают в эстонских тюрьмах.
Сегодня в Эстонии этот фильм также используется в пропагандистских целях как «уникальный и великий» шедевр Эстонского кинематографа. Диски с этим фильмом не просто продаются на каждом углу, а преподносятся в подарок к любым товарам, покупаемым населением в магазинах. Что наводит на очень тяжелые размышления, так как где-то мы это уже видели…
[1] Текст присяги легионеров Waffen-SS: «Я клянусь в этой святой клятве перед Богом, что я, в борьбе против большевизма, буду верен фюреру и главнокомандующему германского Вермахта Адольфу Гитлеру и как смелый солдат буду готов в любое время ради этой клятвы отдать свою жизнь!»
[2] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 161.
[3] Ost-Bataillon 658 (Estn.), Ost-Bataillon 659 (Estn.), Ost-Bataillon 660 (Estn.)
[4] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 161-162.
[5] Семенов К.К., «Войска СС». Москва, ЯУЗА, Эксмо, 2004 г. с. 154.
[6] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 162.
[7] Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 - 1944, Wolfgang Curilla, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 399.; MacQueen Massenvernichtung, S. 29 Anm. 34.
[8] Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 - 1944, Wolfgang Curilla, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 400.
[9] Jürgen Kilian: Wehrmacht und Besatzungsherrschaft im Russischen Nordwesten 1941 - 1944. Praxis und Alltag im Militärverwaltungsgebiet der Heeresgruppe Nord, Ferdinand Schöningh; Auflage: 2012. S. 492-493. (BA-MA RH 26-281/8, Schuma-Btl. 39 an HSSPF vom 24.8.1942, Erfahrungs- und Tätigkeitsbericht.).
[10] Jürgen Kilian: Wehrmacht und Besatzungsherrschaft im Russischen Nordwesten 1941 - 1944. Praxis und Alltag im Militärverwaltungsgebiet der Heeresgruppe Nord, Ferdinand Schöningh; Auflage: 2012. S. 563.
[11] RFSS an HSSPF im Osten u.a. vom 6.1.1943, abgedruckt in: Heiber: Reichsführer, S. 225f.
[12] В 1942 году нацистское руководство начало разрабатывать план мер, необходимых для ликвидации следов массовых убийств гражданского населения и военнопленных на оккупированных территориях и в концентрационных лагерях. Проведение мероприятий такого рода было поручено штандартенфюреру SS Паулю Блобелю, командиру зондеркоманды 4а (SK 4a) айнзатцгруппы С. Блобель должен был разработать методику ликвидации большого количества останков в братских могилах при помощи кремации. Форсированное выполнение этого задания началось после того, как в феврале 1943 года советское правительство продемонстрировало зарубежным журналистам огромные братские могилы уничтоженных советских граждан под Ростовом, который был только что освобожден. Для выполнения поставленной задачи были сформированы три подразделения: Sonderkommando 1005 A, Sonderkommando 1005 B, и Sonderkommando 1005 Mitte. Такие акции также проводились всеми подразделениями айнзатцгрупп и полиции под руководством представителей SK 1005. Непосредственно во время работ, когда надо было извлекать трупы из могил и сжигать их, привлекались узники лагерей и военнопленные, которые по окончании мероприятий подлежали уничтожению с целью соблюдения секретности мероприятий. Подробное описание «Акций 1005» - Jens Hoffmann: Das kann man nicht erzählen. Aktion 1005 - Wie die Nazis die Spuren ihrer Massenmorde in Osteuropa beseitigten. KVV Konkret, Hamburg 2013.
[13] Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 - 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 756-757.
[14] Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 - 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 484, 494, 859.
[15] Dictionnaire de la Waffen-SS Tome 3, Charles Trang, Heimdal (March 2012), S. 163.
[16] Christian Gerlach: Kalkulierte Morde. Die deutsche Wirtschafts- und Vernichtungspolitik in Weißrußland 1941 bis 1944. Hamburger Edition; November 2000. S. 902.
[17] Jens Hoffmann: Das kann man nicht erzählen. Aktion 1005 - Wie die Nazis die Spuren ihrer Massenmorde in Osteuropa beseitigten. KVV Konkret, Hamburg 2013. S. 330-333.; Wolfgang Curilla: Die deutsche Ordnungspolizei und der Holocaust im Baltikum und in Weißrußland 1941 - 1944, Schöningh Paderborn; Auflage: 2., durchges. Aufl. (Dezember 2005), S. 769, 856.
[18] DDR-Justiz und NS-Verbrechen, Band III, Amsterdam 2003, Lfd.Nr.1079, Ob.Gericht der DDR 610520 Az.: 1Zst(I)1/61. S. 341.
[19] Фильм был показан в Петербурге в киноклубе «Синемафия» в мае 2015 года на Неделе кино Эстонии в Петербурге.
Авторы:
Николай КалининИСТОЧНИК