Неоценимый опыт получили истребители Балтийского флота в ходе лётно-тактического учения с боевыми стрельбами. Авиаторы выполнили поставленные задачи и поразили все наземные и воздушные цели.
Одним из основных этапов учения были практические пуски истребителями управляемых ракет малой дальности Р-73. Для гвардии старшего лейтенанта Александра Борисевича это учение стало особенным.
- Для меня это впервые, - делится впечатлениями летчик авиационного звена гвардии старший лейтенант Александр Борисевич. - Ощущения непередаваемые! По плану учения были произведены пуски ракет и выполнена стрельба из пушки. Техника сработала штатно. Цель поражена. Самочувствие отличное, эмоции яркие! - улыбается Александр Александрович.
После подъёма в небо лётчики выполнили обнаружение цели в заданном районе, наведение истребителя на цель и атаковали ее. Часть «ястребов Балтики» впервые применили управляемые ракеты днём, а некоторым довелось отработать боевые пуски ночью.
-
Самолет для меня новый. Начал на нем летать с февраля этого года, до этого пилотировал Л-39, - поделился Александр Александрович. - Пришлось, можно сказать, начинать все заново. С азов - полет по кругу, как в курсантские времена, пилотаж простой, полет по маршруту, потом - на малые высоты. Далее - стратосфера, воздушный бой с неманевреной целью. Сейчас дошел до пусков управляемых ракет и стрельбы из пушки. У Р-73, если захват произошел, ракета летит «в точку». Сначала захватывается цель, появляется команда на пуск, потом, с разрешения пункта наведения - пуск. Ракета уходит, поражает цель, далее - выход из атаки и возвращение на аэродром. Мы стреляли по воздушным мишеням типа САБ-250, выставленным штурмовой авиацией. Су-24 произвели сброс мишени, с высоты около 8 км. После наведения на цель, обнаруживали мишень. Когда САБ раскрывается, спускаются горящие фитили. Визуально это выглядит как небольшие огоньки, которые падают, а за ними столбик серого дыма.
Боевое применение авиационных средств поражения выполнялось по воздушным мишеням, представлявшим собой светящуюся авиационную бомбу, спускавшуюся на парашюте. Самолёты выполняли по ней пуски управляемых ракет, а также стрельбу из пушечного вооружения. Отметим, что пуски управляемых ракет являются одним из самых сложных элементов боевой подготовки.
- Одиночно взлетели на двухминутном интервале, - мысленно переживает моменты учения гвардии старший лейтенант. - Задумка была такая: один отстрелялся - вышел с боевого курса.
А в зоне ожидания в вираже стоит следующий истребитель. И так по цепочке.
Пускали с дальности 25-30 километров. Для истребителя это расстояние, которое преодолевается за полторы минуты.
- Р-73 отличное оружие, - уверен гвардии старший лейтенант Александр Борисевич. - Эта ракета с тепловой головкой самонаведения предназначена для перехвата и уничтожения в ближних воздушных боях высокоманевренных пилотируемых и беспилотных средств противника днем и ночью, с любых направлений, на фоне земли и при активном радиоэлектронном противодействии.
Действительно, конструкторы Р-73, когда создавали ее, просчитали все особенности ближнего боя современных истребителей. В ракете предусмотрена возможность поражения автоматических дрейфующих аэростатов, вертолетов и крылатых ракет. По уровню основных тактико-технических характеристик, определяющих эффективность ракет в ближних воздушных боях (максимальная перегрузка поражаемых целей, углы целеуказания, угловые скорости автосопровождения целей головкой самонаведения, минимальные дальности пуска по маневрирующим целям), ракета Р-73 превосходит лучшие зарубежные аналоги.
- У меня вся семья военных, - поделился Александр Борисевич. - Начиная с дедов и бабушек. Отец - Александр Антонович - служил в ПВО. Мать, сестра старшая - тоже носят или носили погоны.
Я всегда хотел стать летчиком. Не знаю, откуда это взялось. Когда вижу крылатую машину, меня тянет к ней. И, наверное, СУ-27 самый красивый и самый лучший самолет из всех. Летаю на СУ-27 - просто непередаваемые ощущения. Конечно, это не сравнить с Л-39. Управлять боевым самолетом - это просто великолепно. Наверное, я не хотел бы и не мог бы стать никем, кроме летчика.
После окончания школы поступил в Краснодарский военный авиационный институт 2008 году. На третьем курсе началась летная практика. По распределению попал на Балтийский флот, как и хотел.
-
Боевая подготовка ведется в полном объёме. Налёт у лётчиков увеличивается. Пилоты повышают своё мастерство и выучку. Особое внимание мы стараемся уделять новому поколению пилотов. Ведь, как известно, авиация живет молодостью, - сказал командир эскадрильи гвардии подполковник Евгений Долгов.
По итогам боевых стрельб молодые лётчики сделали еще один шаг для допуска к несению боевого дежурства по охране воздушного пространства Российской Федерации.
Андрей ОМЕЛЬЧЕНКО.
Фото автора и Андрея Озерцова.