Вопреки франкфуртцам, я не считаю итальянский фашизм и немецкий нацизм логическим продолжением просвещенческого проекта. Напротив, в основе нацизма лежит ницшеанская тоска по безграничному магическому ресурсу архаики, тоска уже по своей сути анти-просвещенческая
(
Read more... )
По поводу Вашего вопроса. Трудно вот так с ходу на него ответить. Я бы попытался рассмотреть общие символические корни нацистского проекта в Германии и фашисткого - в Италии. Очевидно, и тот и другой претендовали на возражение Римской империи во всём её блеске и могуществе. Нацисты напрямую называли своё политическое образование Третьим Рейхом или Третьим Царством. Первыми, очевидно, были Римская Империя и Священная Римская Империя Германской Нации. Идеологи Муссолини тоже очень много спекулировали по поводу возрождения Рима. Очевидно, когда речь заходит о мистическом воскрешении какого-то политического образования, то само это образование наделяется метафизическим статусом. Рим превращается из реального исторического государства в некоторый вечный идеал государственности, ниспосланный свыше. Теми же божественными посланцами ощущают себя и политики, воплощающие этот идеал в собственной эпохе. Отсюда эта абсурдная с точки зрения англичан опора на мистику и брызги слюной по поводу избранных наций, божественного Провидения и прочей религиозной чуши. Отсюда и потребность в магическом инвестировании, не исключающая впрочем и технологическое совершенствование.
Reply
"некоторый вечный идеал государственности, ниспосланный свыше"
Основателей Плимутской колонии вроде бы тоже вдохновляло видение идеального "града на холме", для построения коего они и отправились в свое рискованное путешествие. Но получилось у них нечто совсем иное, чем у Гитлера с Муссолини - наверное, потому что сами видения были разные? Как бы Вы сформулировали то, что именно было столь привлекательным в Римской империи для Г. и М.?
Reply
Reply
Leave a comment